Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

МонокльБизнес

Локализация такси: что останется от отрасли?

Принятый закон о локализации машин такси нанесет сильный удар по таксомоторному бизнесу. При определенных условиях закон может стать стимулом для развития отечественного автопрома, однако участники рынка считают неправильным такой подход к поддержке автомобильной отрасли

Алексей Грамматчиков

С 1 марта следующего года для обновления официальных автопарков такси можно покупать только высоко локализованные в РФ модели. Софья Сандурская/ТАСС

Таксомоторная отрасль въехала в очередную полосу невезения. Вслед за принятым ранее противоречивым законом о такси, усилением давления на рынок страховых компаний и агрегаторов, ростом цен на автомобили, топливо, техническое обслуживание, нехваткой кадров и другими проблемами на нее обрушилось очередное нововведение — требование об обязательном использовании локализованных машин. Его сумел пролоббировать ведущий российский производитель автомобилей АвтоВАЗ, который заинтересован в расширении рынка сбыта. Продукция АвтоВАЗа в полной мере пока не может удовлетворить всем требованиям таксомоторных парков, поэтому потребители услуг такси рискуют получить снижение уровня сервиса и очередной взлет цен. А участники рынка и аналитики говорят о скором уходе с рынка значимой части водителей и перетекании услуг пассажирских перевозок в серую зону.

Указатель на Тольятти

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о такси, который устанавливает требования к уровню локализации автомобилей, используемых в службах легковых пассажирских перевозок. Новый нормативный акт одобрил Совет Федерации, в пятницу на прошлой неделе его подписал президент РФ. В соответствии с документом с 1 марта 2026 года для включения в реестр легальных такси (он был создан после вступления в силу в 2023 году закона о такси) машина должна отвечать ряду критериев. Модель должна иметь не менее 3200 баллов по шкале локализации, которая высчитывается Минпромторгом. Или же автомобилю положено быть выпущенным на автопредприятиях, которые заключили с регулятором специнвестконтракт (СПИК), причем в определенный период — в промежутке между 2022 и 2025 годами.

Инициатором нового закона считается АвтоВАЗ, руководство которого неоднократно публично заявляло о необходимости его принятия, в том числе склоняя к его поддержке первых лиц государства во время посещения ими тольяттинского предприятия. В первом чтении закон был принят еще в январе прошлого года, и вот сейчас, преодолев сопротивление таксомоторной отрасли, законодатели одобрили его окончательно.

Интересы АвтоВАЗа в новом законе очевидны. Значимые конкуренты тольяттинского завода сейчас не имеют высокого уровня локализации в 3200 баллов. Хотя последняя версия закона приподняла шлагбаум для заезда на рынок такси других игроков. В частности, по дате заключенного СПИКа получить шашечки на свои кузова могут собираемые на калининградском «Автоторе» машины китайских марок Kaiyi, SWM и BAIC. Еще это могут сделать производимые в столице «Москвичи», выпускаемые под Липецком электромобили Evolute и автомобили марки Tenet, которые начинают делать в Калуге. Но серьезной конкуренции АвтоВАЗу все эти бренды не составляют. Напомним, что, по данным «Автостата», ведущий российский автопроизводитель в прошлом году продал на российском рынке 436 тыс. новых авто. Возрожденный в 2022 году завод «Москвич», хоть и ставил перед собой амбициозные задачи выпускать 50, а то и 100 тыс. автомобилей в год, в реальности продемонстрировал более скромный результат: 13 и 23 тыс. машин в 2023 и 2024 годах соответственно. Липецкий Evolute по итогам прошлого года едва приблизился к отметке 18 тыс. машин. Автоторовские Kaiyi, SWM и BAIC разошлись в прошлом году тиражами в 7,8, 1,7 и 10,6 тыс. соответственно. Начало же выпуска автомобилей Tenet на бывшем заводе Volkswagen запланирован только летом текущего года, производитель заявляет о планах производить в лучшем случае 100 тыс. машин в год, но возможность достижения таких показателей пока под вопросом.

При этом закон подставил подножку самому серьезному на данный момент конкуренту АвтоВАЗа — заводу китайской компании Great Wall, который был построен в 2019 году под Тулой и с успехом продает машины под маркой Haval, сумев реализовать в России в прошлом году весьма значимый объем — более 190 тыс. машин. В указанные законом сроки заключения СПИК, с 2022 по 2025 год, тульское предприятие не попадает, так как оно заключило специнвестконтракт в 2020-м (непонятно, чем он хуже договора, заключенного двумя годами позже). Еще не очень понятно, почему крайние даты СПИКа в законе прописаны текущим 2025 годом. Если, допустим, в следующем году или позже новые иностранные компании захотят прийти в Россию с локальным автопроизводством, то почему они будут лишены права работы в такси? Хотя, по сообщению ряда СМИ, разрешение в отношении марки Haval все же будет дано: в реестр могут допустить две модели — Haval Jolion и Haval F7/F7x, так как они входят в список машин, приоритетных для государственных и муниципальных служащих.

По замыслу разработчиков закона, новые требования к локализации такси должны стать если не буксиром, то хотя бы стимулом для развития российского автопрома. Парк такси довольно велик: по данным Общественного совета по развитию такси, в нем сейчас насчитывается порядка 700 тыс. автомобилей. Номинально это составляет почти половину годовых продаж новых машин на российском рынке (1,6 млн по итогам прошлого года).

Ухабистая дорога

Российский рынок такси в последние десятилетия выруливал в направлении от стихийных услуг «бомбил» к цивилизованным, комфортным и безопасным сервисам перевозок. Но движение это постоянно сопровождается различного рода новациями, которые серьезно тормозят развитие отрасли.

Сам по себе российский рынок такси демонстрирует неплохую динамику роста. По оценкам BusinesStat, в 2019 году совокупная выручка его участников выросла почти на 16%, до 895 млрд рублей. Затем, во время пандемии, рынок просел, но не намного — на 3,5%, до 863,5 млрд рублей в 2020 году. Но зато в 2021-м он с лихвой отыграл потери, прибавив 14,6%, до 990 млрд рублей. В 2022 году таксомоторная отрасль топталась на месте, показав результаты на полпроцента ниже (985 млрд рублей). Но в 2023-м рост рынка составил внушительные плюс 24%, он достиг 1,22 трлн рублей. А в прошлом году, по оценкам, совокупный объем услуг такси прибавил еще порядка 20%, приблизившись к отметке 1,5 трлн рублей (см. график 1).

Однако рост рынка в денежном выражении прежде всего связан с ростом цен на услуги таксомоторных перевозок. Например, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», только в январе–марте 2025 года средний чек на поездки в такси вырос на 7% год к году, до 616 рублей за поездку. А по данным Росстата, средняя стоимость поездки на такси в России за последние пять лет увеличилась почти вдвое — с 24 рублей за километр в 2019 году до 45 рублей в марте 2025-го (см. график 2). Из-за роста цен наблюдается снижение числа поездок на такси. По данным МТС-банка, в первом квартале 2025 года их стало меньше на ощутимые 35% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов» Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

История создания автобусного маршрута от Бейрута до Багдада братьями Нэрнами

ТехИнсайдер
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом» Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историй
Не потерять лицо Не потерять лицо

Впервые про пластическую хирургию я подумала довольно давно

Afternoon Seasons of life
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Вторая весна Вторая весна

Менопауза — уязвимое время для женщин, считается, что это начало старости

Afternoon Seasons of life
Химия любви: введение Химия любви: введение

Несколько формул и теорий любви, которые предлагают современные ученые

Men Today
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Разборки из-за жаб Разборки из-за жаб

К чему может привести путешествие с лягушкой в кармане и при чем здесь Трамп?

Правила жизни
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен

Три новые натуральные пищевые добавки, расширяющие выбор безопасных красителей

Inc.
Янковские Янковские

Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историй
Рейтинг публикационной активности университетов Рейтинг публикационной активности университетов

Исследование публикационной активности университетов

Эксперт
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Садовая диета Садовая диета

Как правильно обрабатывать отходы, чтобы пустить их на удобрения

КАНТРИ Русская азбука
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
«Следующие 500 лет: Как подготовить человека к жизни на других планетах» «Следующие 500 лет: Как подготовить человека к жизни на других планетах»

Зачем превращать одни клетки в другие

N+1
Эти могут Эти могут

Тест-драйв четырех моделей KGM: Tivoli, Korando, Torres и Rexton

Автопилот
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Открыть в приложении