По следам первопроходцев
На гербе современной Португалии – армиллярная сфера, астрономический инструмент, с помощью которого мореплаватели эпохи Великих географических открытий ориентировались в океане. Для португальцев наследие этого периода – до сих пор органичная часть их жизни.
«Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни: культуре, кухне, быту и даже в нашем характере и привычках. Мы же португальцы, так что для нас это не просто страница в учебнике», – говорит Жаим, мой знакомый преподаватель португальского, по пути в Белен, район Лиссабона, находящийся вдали от водоворота центральных улиц. Именно отсюда в XV–XVI веках корабли отправлялись к неизведанным еще берегам, и именно сюда стоит прийти, чтобы понять истоки современной Португалии.
Мануэлино, канаты и слоны
Поначалу Белен был небольшим предместьем с пустынным берегом и редкими домами. Но в эпоху Великих географических открытий страна стала стремительно превращаться в одну из самых богатых колониальных империй, и в Белене развернулось масштабное строительство. Здесь сохранились свидетели той бурной эпохи – монастырь Жеронимуш и башня Белен. Оба выполнены в очень своеобразном стиле мануэлино – он стал не просто этапом в развитии архитектуры страны, но и ее визитной карточкой. В самородной эклектике мануэлино, соединившего в себе элементы готики, арабского стиля, морских и экзотических мотивов, воплотилась романтика дальних странствий. Стиль назван в честь короля Мануэла I Счастливого, на годы правления которого и пришелся его расцвет (конец XV – начало XVI вв.). При том же монархе португальские мореплаватели совершали важнейшие экспедиции: Васко да Гама открыл морской путь в Индию, Педру Кабрал – побережье Бразилии.
Башню Белен Мануэл I приказал возвести в честь плавания Васко да Гамы. В разное время она была крепостью, складом для пороха и даже тюрьмой. Чтобы попасть в стоящее на реке Тежу здание, мы идем по узкому мосту. Атлантический океан, куда впадает река, здесь совсем близко, километрах в пяти. Поэтому на мосту до того ветрено, что я придерживаю кепку. Из этой точки и уплывали корабли в заморские дали. Я разглядываю причудливый декор башни: корабельные канаты из камня опоясывают стены, завязываются в морские узлы. Купола угловых башенок напоминают арабскую архитектуру. Высеченные из камня армиллярные сферы украшают фасад. Любуюсь ажурной резьбой: водоросли, кораллы, экзотические животные – то, что видели путешественники в дальних странах, а их короли превращали в символы своего могущества. Под западной башенкой «спрятался» резной носорог – возможно, первая скульптура этого животного в Европе.
– Когда башню только начали строить, в 1515 году, – рассказывает Жаим, – король Мануэл получил в подарок от индийского султана диковину: огромного носорога. Что было с ним делать? Животное поместили в зверинец, и как-то король решил устроить ему бой со слоном. Но на глазах у собравшейся публики слон испугался. Потом носорог был отправлен морем в подарок папе римскому, но судно попало в шторм и затонуло. А носорог остался в истории.
Сам король Мануэл I упокоился на спинах других экзотических животных – его саркофаг в церкви Санта-Мария-де-Белен монастыря Жеронимуш стоит на каменных слонах с бивнями из настоящей слоновой кости. Строительство обители началось в 1501–1502 годы, после того, как Васко да Гама возвратился из первой экспедиции в Индию. Из новых земель в Португалию хлынул поток богатств; собственно, на доходы от торговли пряностями монастырь и сооружали. Грандиозный архитектурный комплекс строился медленно, почти все столетие. В этой же церкви находятся гробницы Васко да Гамы и поэта-путешественника Луиса де Камоэнса. Они созданы позже, в конце XIX века, но скульптор повторил мотивы мануэлино: канаты, корабли, армиллярные сферы.