«Всё только начинается»
Фёдор Бондарчук столько всего успевает в жизни! Кажется, что он легко и непринужденно раздвигает границы возможного. Впрочем, невозможного для него просто не существует. Это характер. И талант. Режиссер, актер, продюсер, руководитель многочисленных ведомств и организаций, а с недавних пор еще и педагог (что, кстати, вполне логично)... Мы с Бондарчуком дружим уже лет сто, и вот наконец я впервые беру у него интервью
Федя, мы с тобой долго не могли договориться о дате. Постоянные съемки, разъезды. При всех других нагрузках ты столько времени уделяешь актерской жизни! Сниматься и сниматься — для тебя это бесконечный кайф?
Здесь, Вадик, несколько составляющих... Дожили, называется. Дожили до режиссеров, до сценариев, до сценарных групп, до продюсеров. Я прошел долгий путь в кино. Я в нем уже тридцать лет. У меня более семидесяти актерских работ, и, знаешь, по роду своей деятельности я часто «серфингую» по кинопоисковым ресурсам. Так вот, я набредал на такие свои роли, которые сейчас туда бы уже не вписал. С другой стороны, это говорит о времени, которое мы прожили после развала страны в начале девяностых. Я тогда не раз отказывался от предложений запуститься с полным метром. Читать, а уж тем более снимать «это» было невозможно. Ждал, готовился к «своему» фильму. А вот от ролей, в том числе и совсем не интересных, отказаться не мог. Страх какой-то жил во мне или жадность. Хотя и в то время были отличные картины. Гриша Константинопольский каким-то чудом смог снять «Восемь с половиной долларов». И я его считаю своим ангелом-хранителем, который, конечно, на биографию мою сильно повлиял. Был потом Рома Качанов со своим «Даун Хаусом». Ему я тоже безмерно благодарен!
Да-да, с этим фильмом была связана скандальная история. Ты играл там князя Мышкина.
Сейчас, если посмотреть, то это такое милое, интеллигентное и интеллектуальное кино.
Сентиментальный артхаус.
Именно. Но тогда был дикий совершенно скандал: как вы могли прикоснуться к святому имени Фёдора Михайловича, да и к тому же, как сегодня говорят, оттроллить его, устроить весь этот хайп. (Улыбается.) Так или иначе, все эти моменты очень важны. Моя жизнь всегда на сто процентов состояла из кино. Меня спрашивают: «Вы кто? Чем вы занимаетесь?» Я Фёдор Бондарчук. Точка. Я снимаю, продюсирую и снимаюсь. Других дел у меня нет. Ну... есть, конечно, но они идут своим чередом. Кино — это вся моя жизнь, она мне интересна, без этого я не смогу. И здесь возникает только одна проблема — проблема отсутствия времени. Если бы я мог не спать, было бы совсем хорошо. Будущее мне представляется в том числе в виде сокращения часов сна.
Ты знаешь, Федя, для меня загадка: ты так прекрасно выглядишь, еще успеваешь спортом заниматься, а при этом такой гипертрудоголик. Сколько ты вообще спишь?
От четырех до семи часов. Конечно, этого недостаточно. Вот сегодня и последние четыре дня спал по четыре часа — заканчиваются съемки сериала «Год культуры». Это жутко интересная история. У нас две студии: одна занимается кино, другая — телевидением. Плюс 2017-й был для нас очень важным: мы открыли школу кино и телевидения «Индустрия» — это такая площадка для молодых, талантливых, ярких, смелых. И вот это моя жизнь: кино, кино, кино...
Но ведь так можно и надорваться. А с другой стороны, можно здесь недодать, там недодать, здесь не успеть.
Конечно, всё это большие проекты, готовят их долго, подробно. Это касается и ролей, и фильмов, которые мы продюсируем. Но это не касается моих режиссерских работ, потому что на это время все остальные процессы для меня застывают. А насчет надорваться... Ну что такое сон, еда? Еда мне неинтересна, тратить на нее время неохота. Удовольствие я получаю от других вещей.
То есть ты совсем не гурман?
Был когда-то, был.
А я вообще никогда им не был. Знаешь, меня Игорь часто спрашивает, как можно постоянно есть однообразную пищу, — так же, говорит, скучно, неинтересно жить.
Он лукавит. Он лукавит, потому что сыграть, например, за неделю три спектакля — «Светлый путь. 19.17», «№ 13D» и «Дракон» — это дикая нагрузка. В принципе твоего брата потом на реабилитацию в какой-нибудь рехаб надо отправлять. И когда ему думать о еде? Спортом ему не надо заниматься, потому что все вышеперечисленные спектакли — это и есть самый настоящий спорт.
Но вот ты, например, фанат спорта.
Что касается моей формы, это всё родители, генетика. Я к этому почти не имею отношения. А так да, я люблю ходить по дорожке в наушниках, могу просто идти часа два. За это время массу чего придумаю, обдумаю, посмотрю, послушаю.
И какой репертуар?
Музыка или сериалы. В основном музыка, конечно. Я самый настоящий меломан. У меня там совершенно разнообразные треки: может быть Бетховен, могу разминаться под «Полёт валькирий», а закончить Бастой и Скриптонитом, Oxxxymironом, «Каспийским грузом» или Хаски. Свой плей-лист я буквально выхватываю из среды, в которой нахожусь. Если где-то я слышу мелодию, которая меня зацепила, я тут же достаю телефон и «шазамлю». Смешная история с «Грибами», в которых никто не верил. Я услышал их буквально за два дня до того, как они ворвались в наше музыкальное пространство. Я сказал: «Поверьте мне, это будет взрыв». Ровно через два дня страна сошла с ума, в прямом смысле этого слова. Вот еще про музыку. «Серебряный дождь» отмечал юбилей и составлял плей-листы своих друзей со времен основания радиостанции. Дима Савицкий попросил прислать ему мой список, но я отказался отправлять, так сказать, плей-лист жизни, потому что он всё время обновляется. В последнее время мне не нравится слушать то, на чем я вырос, что повлияло на меня, сформировало, то, что связано с какими-то периодами моей жизни. Мне нравится жить днем сегодняшним, а еще лучше слушать ту музыку, которую не догоняют, которая придет чуть позже или не придет вовсе. И в итоге я прислал свои, назовем это так, пристрастия за полгода. В результате он мне ответил: «Мой программный директор говорит, что из всех, кто прислал, у тебя и Ренаты Литвиновой суперхит-листы, я сам поражен, слямзил у тебя пару-тройку треков». И это всё, повторяю, разнообразная музыка — от Басты до тем Ханса Циммера из певого и второго сезонов сериала «Корона» или, например, весь саундтрек к «Большой маленькой лжи», выдающийся, я считаю, саундтрек.
Федь, с твоими познаниями ты можешь быть еще и диджеем.
Меня это дико увлекает, но на это действительно нужно время. Просто смотреть, как они играют, — медитация, это меня как зрителя просто завораживает.
Шаманство в этом есть какое-то.
Колдуны, колдуны. Абсолютно.
Я посмотрел фильм «Селфи», который ты продюсировал и где сам снимался (фильм выходит в прокат 1 февраля), и нахожусь под впечатлением. Он в том числе и о моральной усталости, когда в жизни ничего уже не радует. Тебе такое состояние знакомо?