Как приобщить детей к благотворительности
Сегодня есть много возможностей для того, чтобы «благотворить», делать добро. Причем эта тема актуальна не только для взрослых: свое желание помогать другим может реализовывать и ребенок, главное — чтобы оно у него было. Новый год — прекрасный повод поговорить с сыном или дочерью о рукотворных чудесах и… начать уже что-то делать. Размышляет педагог и многодетная мама Наталия Немцова.
Благотворитель — это человек, который не просто по-доброму относится к людям. Он активно добрый, он действует, буквально дарит добро, причем бескорыстно. Можно ли научить этому ребенка?
Думаю, не всегда. Трудно сделать доброе дело по заданию или принуждению, от этого оно теряет свои чудодейственные свойства. Но ребенку можно привить благотворительное мышление и способность замечать тех, кто нуждается в помощи, научить проявлять сочувствие, помогать. На первых порах главная роль в этом принадлежит родителям.
Нередко взрослые люди впервые начинают осознанно подходить к теме милосердия именно тогда, когда у них появляются дети, и проходят этот путь вместе с ними. Главное — желание развивать в себе и в ребенке это душевное качество.
Важно начинать с дел, подвластных самому ребенку, его возможностям. Например, летом у нас с детьми была такая миссия — спасать улиток, которые после дождя выползают на тротуар. Мы брали на прогулку корзинки, собирали путешественниц и относили в безопасное место — на обочину. Дети чувствовали себя героями, которые спасают мир, делают его счастливее. Еще мы кормили птиц, собирали мусор в лесу. В транспорте уступали место пожилым людям: делать это надо независимо от того, мальчик ты или девочка, утомлен или бодр.
Конечно, бывают обстоятельства, когда приходится делать над собой усилие, преодолевать усталость или малодушие. Тогда на помощь приходит такой прием, как идентификация — отожествление себя с другим человеком. Это свойство нашей натуры часто используется сценаристами и писателями, чтобы вызвать у зрителя сопереживание герою. В такие моменты я думаю, как бы поступила, если бы передо мной стояла моя бабушка или мама.