Домашний арест. Какие ошибки допускают родители при воспитании детей
Опытная няня с 25-летним стажем и психолог Джо Фрост рассказывает о типичных проблемах современных родителей и способах их решения в своей книге «Пять элементов гармоничного воспитания малыша. Руководство от суперняни».
Можно ли ставить детей в угол? Почему повышать голос на ребенка бесполезно? Психолог и няня Джо Фрост выработала свою методику воспитания детей, которая позволяет родителям справляться с проблемным поведением их чад. Перевод книги «Пять элементов гармоничного воспитания малыша. Руководство от суперняни» выходит в издательстве «Альпина Паблишер» в конце декабря. Forbes Woman публикует отрывок об эффективных и неэффективных дисциплинарных методах воспитания.
Почему родители забывают о дисциплине
Кое-кто из родителей уклоняется от дисциплинарного воздействия на детей, опасаясь обвинений в жестоком обращении с ребенком. Но дисциплина отнюдь не обязательно выражается в физическом наказании.
Я против подзатыльников и всех прочих форм грубого физического воздействия. И я горжусь тем, что в Великобритании мне удалось отучить 67 процентов родителей от привычки шлепать детей, просто объяснив им преимущества других способов воздействия.
Еще одна причина, по которой многие родители в США не приучают детей к дисциплине, заключается в том, что сами они выросли в семьях, где с детьми обращались сурово, а потому сознательно или подсознательно не хотят повторения прошлого. К сожалению, многих, когда они были детьми, в родительском доме обижали. Они не усвоили приемов правильного воспитания и поэтому боятся, что любые попытки привить дисциплину детям выльются в жестокое обращение с ними. Даже просто разговаривая с детьми строго, они вспоминают, как их в детстве стегали словами. Если это относится и к вам, то мне хотелось бы объяснить, что мои правила дисциплины — не жестокое обращение с детьми, а часть воспитания, которое любящие родители должны дать своим детям. Помните, что вы должны не просто приучать ребенка к дисциплине, — вы должны применять и другие методы, описанные в этой книге, с любовью к ребенку и намерением развивать и поддерживать его. Следуя этим путем, вы сумеете разорвать порочный круг плохого поведения и подготовить ребенка к будущему.
Иногда родители не уделяют должного внимания дисциплине, поскольку не вполне понимают свое родительское предназначение. Согласно данным недавно проведенного исследования, 25 процентов родителей заявили, что «опасение расстроить ребенка» заставляет их отказаться от дисциплинарных мер; треть родителей признались, что относятся к воспитанию детей «легкомысленно». При этом их беспокоит, что дети неуправляемы и это помешает им в будущем!
По-моему, такое отношение ведет к полному провалу в воспитании. Роль родителей заключается не в том, чтобы любой ценой доставлять ребенку сплошное удовольствие с утра и до вечера, а в том, чтобы вырастить его умным и добрым человеком, полезным членом общества. Некоторые родители могут считать иначе, но в вопросе о дисциплине двух мнений быть не может.
Ребенок нуждается в ней не меньше, чем в пище и воде.
Эффективные и неэффективные дисциплинарные методы
Недавно веб-сайт для родителей BabyCenter провел опрос среди 1500 матерей в возрасте от 25 до 39 лет с целью выяснить, как их самих в детстве приучали к дисциплине и как они теперь приучают к дисциплине собственных детей.
Результаты опроса показывают не только характер «дисциплины» в представлении современных родителей, но и сдвиги в понимании того, что допустимо. Я ставлю слово «дисциплина» в кавычки, поскольку среди названных только первые три метода можно отнести в разряд имеющих к ней отношение, ведь они могут приучить ребенка оценивать свое поведение. Знакомясь с моей оценкой этих методов, подумайте над своей методикой воспитания и над тем, какие коррективы вы можете в нее внести.
Тайм-аут
Мой метод «Поставить в угол» можно считать одной из форм тайм-аута. Он хорошо действует, если ребенок достаточно развит, чтобы понимать ваши слова (применяется с возраста около двух лет). Его применение предполагает несколько этапов, что приучает ребенка сознавать последствия своих поступков, и к пяти-шести годам он становится менее импульсивным и лучше контролирует свое поведение.