ВРИО на фоне протеста
«Михаил Владимирович, есть для вас работа…» Президент отправил депутата госдумы от ЛДПР Михаила Дегтярева в регион, который десять дней подряд, несмотря на запреты собраний и коронавирус, громко протестует, и не понять уже даже, против чего или кого
Портплед, чемодан и пять членов команды, включая пресссекретаря,— только это, судя по появившемуся 21 июля в соцсетях видео и первым комментариям, удалось собрать Михаилу Дегтяреву перед тем, как «немедленно», как он и пообещал Владимиру Путину, прибыть в Хабаровск. Привез врио губернатора в неспокойный регион обычный рейсовый борт той же авиакомпании, которая 9 июля увозила в Москву его предшественника Сергея Фургала, задержанного по подозрению в организации убийств.
Местным чиновникам врио представил заместитель полпреда президента в ДФО Григорий Куранов (сам полпред в этот момент давал в Москве федеральным СМИ пресс-конференцию о развитии Арктики). Журналисты, которых набралось более 50, представления в первый день так и не дождались: уже назначенную большую пресс-конференцию отменили с формулировкой «из-за большого количества заявок и сложной эпидемиологической ситуации».
То, что господин Дегтярев будет уделять повышенное внимание теме коронавируса, было ясно с самого начала. Но эта тема в регионе сейчас не самая выгодная, говорит политолог из Комсомольска-на-Амуре, доктор социологических наук, профессор АмГПГУ Григорий Говорухин. «Я бы не стал разыгрывать карту с коронавирусом, потому что людей это подбешивает, мягко говоря. И прежде всего потому, что возникает ощущение: последние месяц-полтора цифры искусственно занижались, чтобы не предпринимать каких-то жестких действий»,— говорит «Огоньку» эксперт. По его мнению, господину Дегтяреву «естественнее было бы попросить у людей время и помощи в том, чтобы разобраться, а что же здесь происходит».
Михаил Дегтярев, кажется, это тоже понимает: практически с трапа самолета он заявил телеканалу «Россия», что «хочет полного взаимопонимания со всеми жителями Хабаровского края», и даже признался «в любви ко всем хабаровчанам». Но заслужить ответную народную любовь ему будет ох как непросто.
Первое знакомство
Ключевая проблема в том, кем он предстает перед хабаровским электоратом. Для Михаила Дегтярева это может стать проблемой фундаментальной, что понимают и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков так объяснял журналистам причины выбора на руководство регионом кандидата без опыта управления: у него «очень богатый опыт законодательной активности», «богатый политический опыт» и «безусловно, есть деловые качества, которые хорошо известны в рамках его партийной работы по линии ЛДПР». Перевести это с чиновничьего языка на русский можно, лишь почитав биографию хабаровского врио губернатора.
С какой стороны эту биографию ни возьми, она интересная. Пункт первый, самый важный: нынешний врио губернатора из ЛДПР, а не единоросс. Принадлежность к партии власти, учитывая последние события в Хабаровске, была бы черной меткой. Но и принадлежность к ЛДПР, от которой избирался Сергей Фургал, сама по себе мало что дает, хотя врио губернатора уверен в обратном: по его оценке, избиратели, одобрив кандидатуру Сергея Фургала и его однопартийцев как местных депутатов, «ответственность высокую возложили на партию». «Поэтому на мне ответственность тоже высокая, партийная»,— сказал врио.
Господин Фургал был понятным персонажем для дальневосточников: бизнесмен, спонсировавший ЛДПР. Он явно был нужнее партии, чем она ему. Господин Дегтярев персонаж также понятный, но другой: он профессиональный политик («Я в публичной политике 20 лет»,— сказал он на своем первом брифинге. Стало быть, с 19 лет, если не преувеличил.) И ему, врио губернатора, партия сейчас явно нужнее, чем он ей. И тут надо учитывать: в любви к соратникам Владимира Жириновского на Дальнем Востоке как расписывалось 15–20 процентов избирателей, так и расписывается. Триумф либерал-демократов в Хабаровском крае и последние протесты из-за ареста отставленного губернатора — это история вовсе не партийная, а связанная только с самим экс-губернатором: ни одна партия на митингах в поддержку арестованного чиновника свои флаги так и не подняла.
«Ему бы нужно выйти из партии, хотя и не сразу, и объяснить это как-то. Но ЛДПР чтобы нигде не звучала»,— советует новому врио в разговоре с «Огоньком» один из хабаровских чиновников команды Вячеслава Шпорта. Но опыт господина Дегтярева как самостоятельного политика небогат: в 2004-м будущий врио губернатора прошел как самовыдвиженец в Самарскую гордуму, завоевав 33,3 процента голосов избирателей, а после избирался только по партийным спискам. Карьеру партийца Михаил Дегтярев начал с молодежного крыла «Единой России», но почти сразу стал жириновцем. Откреститься от ЛДПР ему так же сложно, как и от Москвы, стопроцентным выбором которой он является.
Пункт второй биографии Михаила Дегтярева не менее важный. По образованию он инженер, даже какие-то изобретения патентовал, а в бытность зампредом комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям стал одним из вице-президентов Российского союза инженеров, что в общем-то звучит неплохо. Но одного такого инженера, ставшего политиком, Вячеслава Шпорта, массовый избиратель в 2018-м перестал понимать и с должности главы региона проводил.