«На дне». Премьера
18 декабря по старому стилю (31 декабря по новому) 1902 года в Московском художественном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «На дне». После окончания представления, встреченного бурными овациями и восторгами, вся творческая группа двинулась на банкет в ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади.
Банкет проходил в главном обеденном зале — с золочёной гипсовой лепниной, зеркалами, хрустальными люстрами, которые эффектно контрастировали с картиной городского дна, показанного в спектакле. Присутствовали постановщики Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко, артисты Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова, Иван Москвин, Алексей Харламов, Мария Андреева, ставшая впоследствии женой Горького, и, разумеется, сам автор пьесы.
Горький работал над текстом пьесы «На дне», находясь в Крыму, а затем в Арзамасе, куда он был сослан под надзор полиции. В этот период будущий пролетарский писатель приобретает громкую и даже скандальную славу оппозиционера. В феврале 1902 года Горького избрали в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Николай II возмутился и наложил на это избрание саркастическую резолюцию: «Более чем оригинально». Не успев принять опального писателя в академики, его тут же лишили почётного звания.
Шум поднялся страшный. Короленко и Чехов в знак протеста отказываются от членства в академии. Все кидаются дружить с Горьким — быть в оппозиции в то время страшно актуально и даже модно. Были бы тогда соцсети, однозначно запустили бы флешмоб «Я/МЫ Горький».
В контексте либеральных настроений (до революции 1905 года оставалось всего три года) пьеса «На дне» была просто обречена на успех. А ведь многие в это поначалу не верили — уж очень необычными были герои Горького: «бывшие люди», босяки, обитатели ночлежки, вечно пьяные, опустившиеся на самое дно, однако рассуждающие на философские темы и несущие идею о том, что «человек — это звучит гордо», ставшую главным мемом Максима Горького.