В лесу родилась скрипочка
Каждое Рождество Арнольд Пош отправляется в лес рубить елку. Но наряжать он ее не планирует — дерево нужно, чтобы изготовить скрипку по старинной технологии, и оказывается, лучшее время года для заготовки скрипичной древесины — как раз между Рождеством и Новым годом
Есть еще несколько обязательных правил: елка должна расти в защищенном от ветра месте на высоте 1400–1600 метров над уровнем моря и быть около 250 лет от роду.
— Правильный выбор дерева — высшее искусство скрипичного мастера, — любит повторять герр Пош.— Такие деревья в наши дни проще всего найти в частных лесах. Приходится договариваться с владельцами.
Арнольд Пош — невысокий, кудрявый и в очках — делает скрипки уже 22 года. Он живет в старинном городке Халль ин Тироль в Австрийских Альпах. И все горожане знают его мастерскую в Замковом переулке, в самом центре старого города. Если для туристов, путешествующих по Тиролю, это просто одна из многих местных достопримечательностей, то горожанам без Арнольда Поша не обойтись. Ведь он не только скрипки делает, но еще и чинит инструменты.
В мастерскую заходит пожилая музыкальная пара — забрать из ремонта скрипку и виолончель. Чтобы показать, что инструменты готовы, Арнольд сам берет смычок и проводит по струнам.
Работы у мастера хватает. В углу комнаты, как связка колбас в средневековом трактире, висят шесть скрипок, два альта и четыре виолончели. Одни — потемневшие от времени, другие только-только сделанные и даже не покрытые лаком, третьи почти готовые. Все ждут своего часа.
— А вот один из главных предметов моей коллекции,— Арнольд Пош бережно достает с полки необычную скрипку с головой льва над колками.
Это работа человека, которого герр Пош считает своим учителем,— знаменитого скрипичного мастера Якоба Штайнера, что в конце XVII века работал в паре километров отсюда, в горной деревне Абзам.
Алгебра гармонии
В конце XIX века, когда в моду вошел национализм, Якоба Штайнера провозгласили отцом немецкой скрипки. Но в XVII и первой половине XVIII века на национальный характер никто не упирал. Зато его инструменты ценились по всей Европе не ниже, чем скрипки знаменитого современника — Антонио Страдивари. На них играли в оркестрах Баха и Моцарта. На них впервые исполняли Бранденбургские концерты. С приходом больших концертных залов предпочтения изменились. Скрипки Штайнера больше подходили для камерных помещений. Поэтому сейчас ха ними охотятся в основном любители барочной