Очередная битва ведущих телеканалов не просто за зрителя, но за смыслы

ОгонёкКультура

Продолжение обязывает

На этой неделе начинается очередная битва ведущих телеканалов, но теперь друг другу противостоят вторые сезоны сериалов: «А у нас во дворе…» «Первого канала» и «Годунов» на «России 1». Теперь это борьба не просто за зрителя, но за смыслы. В феномене разбирался «Огонек»

Андрей Архангельский

Герои «А у нас во дворе...» — следователь и мигрантка — только на первый взгляд кажутся экзотикой. Фото ЧБК Фильм

Оба сериала выходят в один день, 25 марта, но этим вряд ли можно удивить российского зрителя. Контрпрограммирование — старая забава телеканалов: она продолжается десятилетиями. Конечно, это борьба за бюджеты, за рейтинги, но можно ли это назвать борьбой за зрителя? Если не становиться заложником телевизионной логики и посмотреть на это непредвзятым взглядом, чаще всего контрпрограммирование означает попросту передразнивание: одновременно на обоих каналах выходит нечто похожее по формату или набору героев. То есть это попытка не переманить зрителей чем-то «своим», а просто поставить их в тупик.

Но на этот раз противостояние несколько гуманнее и концептуальнее. Его можно назвать программным, поскольку за каждым сериалом на этот раз стоит нечто большее, чем сюжет и набор героев. Обе истории — сериал о нетипичном царе («Годунов») и толерантный детектив («А у нас во дворе…») — следуют в духе мировых тенденций. Обе истории имеют простую внешнюю оболочку и второе дно. «Годунов» — на первый взгляд обычный костюмный сериал «во славу России», со звездами вроде Безрукова или Маковецкого в роли исторических персонажей; о том, как враги, внешние и внутренние, пытаются погубить матушкуРусь. «А у нас во дворе…» построен как обычный набор расследовательских трюков: следователь и его помощница, которые распутывают средней сложности преступления. Но внутри незатейливой конструкции все, конечно, не так просто.

Неправильный царь

Содержание «Годунова» можно узнать из школьного учебника истории (сериал следует в основном исторической хронологии); во втором сезоне, после избрания Годунова царем, мы перемещаемся в Смутное время, которое у нас в общем-то считается отрицательным примером — «так делать нельзя», тем более что и конец Смуты теперь отмечается как государственный праздник (4 ноября). Акцент в первом сезоне был сделан на человеческой составляющей правителя — сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, и его первого министра Годунова. Первый сезон сериала также заканчивается выборами царя, что для русской истории нетипично и даже скандально. «Чтобы на Руси государя на соборе выбирали?..» Характерна тут и брошенная напоследок фраза Годунова (Сергей Безруков) «действовать надо». Годунов — царь «ненастоящий», как его за глаза и называли; но одновременно обладающий харизмой, хваткой и политическим чутьем. Постоянные отсылки Годунова к Макиавелли, которого он, конечно же, мог читать, еще более политизируют ситуацию. «Годунов» — редкая на нашем экране попытка показать царя-реформатора и западника. Это попытка создать именно политический сериал, пускай и на очень вегетарианском материале. Ознакомить зрителя с азами политики, где, как нам внушают, «без крови нельзя». Также тут и внушение тезиса об универсальности, а не отдельности всей русской истории и, конечно, о ее цикличности. В любом случае, мы можем говорить об усложнении формата исторического сериала, хотя с оговорками: авторы постоянно одергивают себя, чтобы не было, не дай бог, нежелательных ассоциаций.

Знакомство с другими

«А у нас во дворе…» — история совершенно другого рода, но также касающаяся важной для всех темы — межнациональных отношений. Первый сезон напомнил зрителям о забытых понятиях «интернационализм и дружба народов». Авторы «А у нас во дворе...» (режиссер Ольга Музалева) хорошо «придумали мир», перед тем как расписывать роли. Пара отставной следователь — мигрантка из Узбекистана только на первый взгляд кажется экзотикой. Впервые на экране мигрантка Мавлюда (Равшана Куркова) — не герой скетча, не комический орнамент, а полноценный герой. Таким же коллективным героем является целая мигрантская среда, которая тут, как хор в греческой трагедии, всегда незримо за спиной героя. Авторы не скрывают обидного и несправедливого отношения части жителей Москвы к мигрантам и не делают вид, что это исключение, а, напротив, дают понять, что презрительное отношение к приезжим является своего рода культурным консенсусом. Пошутить про смуглый цвет кожи или разрез глаз, накричать и унизить может практически любой встречный, даже, так сказать, «в целом приличный человек», и все это мы теперь воспринимаем глазами и ушами героини.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Объединяющая стена Объединяющая стена

Начинается реставрация знаменитого «крепостного ожерелья» России

Огонёк
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Электронный кошелек Электронный кошелек

Когда электронный кошелек — это удобно, а когда нужно быть особенно осторожной

Лиза
Замедление Европы Замедление Европы

Как cтраны Старого Света растеряли свои экономические преимущества

Деньги
Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России

В России театральный бум: спектаклей становится больше, цена билетов растет

Forbes
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
«Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра «Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра

Что получилось из желания западных авторов понять загадочный русский балет

Forbes
Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка? Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка?

Откуда берутся бородавки и причем тут жабы?

ТехИнсайдер
Невозможность острова Невозможность острова

«Зло не существует»: новый фильм Рюсукэ Хамагути

Weekend
Пауки и панельки Пауки и панельки

«Паутина страха»: новая хоррор-классика

Weekend
Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре

Как музыканты, писатели и режиссеры изображали Марс в своих работах

СНОБ
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях

Привнося гармонию в окружение, мы можем упорядочить свое внутреннее пространство

Psychologies
Пример приюта «Милосердие»: как поступать с бездомными Пример приюта «Милосердие»: как поступать с бездомными

Как тюменец Андрей Якунин трудится над тем, чтобы оказывать помощь бездомным

ФедералПресс
Лошадиная сила Лошадиная сила

Когда автомобиль превратился в средство передвижения, лошади стали роскошью

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении