Пожарная реставрация
Споры о том, как реставрировать символ Франции — знаменитый собор Нотр-Дам в Париже, — начались уже в день пожара, 15 апреля. Спустя месяц ясно: реакция на ряд проектов такова, что эта дискуссия тоже грозит ожогами
Собор будут восстанавливать — это, пожалуй, единственное, на чем сходятся французские реставраторы и политики, архитекторы и чиновники, экономисты и предприниматели, защитники наследия и простые граждане. Восстанавливать, но как? А вот тут у каждого свое мнение. И хотя ввиду чрезвычайности происшествия на днях (10 мая) Национальным собранием Франции (нижняя палата парламента) был принят специальный закон о реставрации Нотр-Дама, даже он вызывает острую критику — уже после того, как народные избранники проголосовали.
Итак, что же вызывает вопросы?
Закон суров, но это закон
Начать с того, что текст закона определяет законодательные рамки не только собственно реставрации, но и сбора денежных средств, для нее предназначенных. Последний вопрос важен особо: после того, как крупные предприятия и их хозяева пожертвовали на собор миллионы, деньги продолжают поступать от обычных граждан, и этот ручей спустя месяц после трагедии не пересыхает. К этому стоит добавить: уже в первые дни после пожара стало ясно, что денег слишком много. (Причем это выяснилось еще до того, как в законе прописали серьезные льготы с подоходного налога тем, кто захочет пожертвовать на собор.) Как бы то ни было, сейчас собрано свыше миллиарда евро, а по предварительным расчетам потребуется не более 700 миллионов.
Вдобавок и президент Эмманюэль Макрон, пообещав французам, что все средства до последнего сантима будут использованы на реставрацию Нотр-Дама, погорячился. На него тут же накинулись защитники наследия и экономисты. Стало ясно: нет, все деньги, скорее всего, на собор не пойдут, довольно много останется. И на какие же нужды их направить? Как регулировать этот процесс? Депутаты пожелали, чтобы оставшиеся средства были отданы на восстановление других церквей и соборов. Во Франции их примерно 50 тысяч, из них 5 тысяч — в особо тяжелом состоянии.
«Еще красивее» или «как раньше»?
Кроме того, президент Франции не исключил, что при «реконструкции» в облике Нотр-Дама может появиться «современный архитектурный жест», и даже с энтузиазмом воскликнул, что собор станет «еще красивее». Вот эти слова мигом вызвали особую ярость: и правые депутаты, и защитники наследия тут же заявили, что они хотят, чтобы он был «как раньше». Отторжение вызвала и терминология — пусть будет не «реконструкция», а реставрация! Даже без отсыла к французской истории, языковой нюанс очевиден.
Из других серьезных слов в эти дни прозвучало слово «профанация» — ее также требуют не допустить. А профанацией считают любое отступление от прежнего облика. «Что значит ”современный жест“?» — возмущались депутаты, в основном с правого фланга, защитники традиционных католических ценностей. Может, фигуры святых нужно поставить на крышу так, чтобы было равное количество мужчин и женщин? Или на стрелу установят ветряной двигатель? Или разобьем под крышей органический огород?
Про огород изначально была, конечно, просто злая шутка, но именно она и обернулась правдой — некоторые проекты уже предлагают органические решения, с садом на крыше…