Основатели Neuro.net создали робота, не отличимого от реального собеседника

РБКHi-Tech

Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций

Основатели проекта Neuro.net создали голосового робота, почти не отличимого от реального собеседника. Решение уже используют «МегаФон», «Билайн», Lamoda и другие крупные российские компании. Всего 1% их клиентов догадываются, что общаются с нейросетью.

Текст: Ксения Мельникова. Фото: Леонид Сорокин для РБК

«Работа традиционного кол-центра поразила меня еще в конце 2000-х годов, когда я пришел на должность менеджера по продукту в компанию Tele2 и в рамках обязательной программы поехал знакомиться со всеми подразделениями, — рассказывает Александр Кузнецов (на фото), сооснователь Neuro. net. — Длинными рядами там стояли огромные столы, за которыми сидели операторы. Параллельно с разговорами по телефону они занимались своими делами: писали СМС-сообщения, что-то читали. Все они разговаривали с клиентами, как роботы — монотонными фразами по заранее выученному скрипту».

Хорошо бы заменить операторов кол-центра системой, которая будет точно так же звонить клиентам и разговаривать с ними по сценарию, подумал тогда Кузнецов. Идея переросла в бизнес только в 2017 году. «Тогда мой приятель Николай Кравчук, переехавший в США, поделился со мной впечатлениями о том, что там компании не отправляют клиентам рекламные СМС-сообщения, а звонят, причем значительная часть этих звонков уже роботизирована», — вспоминает Кузнецов.

Голосовые роботы и в США, и в России действительно не были редкостью. Однако общение с ними трудно было назвать полноценным: робот не делал речевых пауз, не мог отвечать на вопросы собеседника, его невозможно было перебить. «Мы поняли, что тут есть место для развития — создание такого робота, которого невозможно было бы отличить от живого человека», — говорит Кузнецов. На разработку системы они с Кравчуком потратили почти год. Летом 2018 года их нейросетевого робота, который слышит собеседника, выдерживает паузы, запоминает и анализирует историю разговора, начали тестировать в компании KupiVip. После интернет-ретейлера одежды клиентами Neuro.net стали сотовые операторы. Сегодня их продуктом на тестовой или постоянной основе пользуются «МегаФон», «Билайн», Tele2, МИЦ, Lamoda и другие компании.

  • Проект: Neuro.net
  • Концепция: Роботизация общения с клиентами кол-центров
  • Место: Зеленоград, Москва, Сан-Хосе (США)
  • Основатели: Александр Кузнецов, Николай Кравчук
  • Инвестиции: $500 тыс.

Neuro.net в цифрах

Порядка 1 тыс. записей разговоров реального кол-центра нужно загрузить в систему, чтобы обучить ее понимать диалоги.

2–3 недели требуется на обучение нейросети.

Через 700 миллисекунд робот отвечает собеседнику.

От 20 до 50 вариантов ответа для каждого возможного вопроса Neuro.net предзаписывает в студии.

300 самых распространенных имен есть в базе робота.

Менее 1% пользователей понимают, что общаются не с человеком.

Мне нужны эмоции

37-летний Александр Кузнецов родился и вырос в Зеленограде. В местном университете он выучился сначала на программиста, а затем на экономиста. Работать, как и многие IT-специалисты, Кузнецов начал еще будучи студентом: разрабатывал сайты в компании «Русофт». После университета он устроился проектным менеджером в системный интегратор «Крок», а затем — на ту же должность в «Билайн», где занялся в том числе развитием голосовых сервисов. «Уже тогда я пытался делать что-то инновационное, — уверяет Кузнецов. — Например, запустил голосовое меню по принципу карусели: «нажмите 9, чтобы перейти вперед, 7 — назад».

В середине 2009 года, после пяти лет работы в «Билайне», Кузнецов перешел в тогда еще небольшое российское подразделение шведской компании Tele2. «Я курировал разные проекты: услуги для мобильного интернета, приложения для смартфонов, мелодии вместо гудков, видеосервисы, мобильные игры, — рассказывает он. — Работа была интересной, поэтому о своем деле я пока не думал».

В Tele2 Кузнецов подружился с будущим сооснователем Neuro.net: компания Кравчука Intech Global была подрядчиком сотового оператора по услуге «мелодии вместо гудков». Впоследствии Кравчук продал Intech Global и переехал жить в США. «Как-то раз во время общения по телефону мы начали обсуждать ситуацию с роботизированными звонками, и тут я вспомнил про тот впервые увиденный кол-центр, — рассказывает Кузнецов. — Тогда нам жутко захотелось изменить это — сделать так, чтобы рутинные действия операторов могли делать роботы. Я как раз собирался увольняться из Tele2, поэтому с радостью принялся за новый проект».

Осенью 2017 года Кузнецов отправился к Кравчуку в США. «Мне важно было самому понять, как все устроено в стране, где большая часть звонков компаний роботизирована», — объясняет он. На протяжении нескольких месяцев приятели посещали различные конференции, посвященные машинному обучению, и самостоятельно создавали пилотную версию своей голосовой системы. К концу 2017 года робот, говоривший синтезированным голосом, но уже умевший отвечать на вопросы пользователей, был готов. Инвестиции в его разработку составили около $300 тыс. из личных средств Кравчука.

Первым делом партнеры решили попробовать пилотный проект в деле. Их голосовой робот обзвонил клиентов небольшого мясного ресторана «Батчерс» в Зеленограде (Кузнецов открыл его вместе с друзьями еще в 2013 году). «Это был провал, — признается предприниматель. — Когда люди слышали компьютерный голос без эмоций, отвечающий на вопросы спустя несколько секунд, то сразу бросали трубку».

Виртуальный собеседник

Проект требует доработок, поняли партнеры. В апреле 2018 года Кузнецов вернулся в Россию. «Нам нужно было привлекать дополнительные средства на развитие Neuro.net, а также общаться с потенциальными заказчиками», — объясняет он. Предприниматель обратился к знакомому инвестору Сергею Аванесову. Проект его заинтересовал. «Мы просто позвонили Сергею от лица нашего робота, уже немного доработанного и говорившего человеческим голосом (поначалу — голосом самих основателей), а потом открыли все карты, — вспоминает Кузнецов. — Это произвело на него сильное впечатление».

Инвестор согласился вложить в Neuro.net еще $200 тыс. Часть средств Кузнецов и Кравчук потратили на то, чтобы нанять разработчика и создать технологию обучения робота на небольших массивах данных в несколько тысяч записей (прежде в систему загружали сотни тысяч записей разговоров оператора с пользователем). Другую часть — на то, чтобы сократить время ответа робота.

Параллельно со всеми доработками приятели общались с потенциальными клиентами — ретейлерами, страховыми компаниями, банками, сотовыми операторами. Далеко не все они поначалу соглашались предоставить записи разговоров своих операторов неизвестному проекту. «Первой компанией, поверившей в нас, еще когда мы не могли похвастаться какими-то результатами, была KupiVip», — говорит Кузнецов. В июне-июле 2018 года ретейлер поделился с Neuro.net записями своих разговоров с покупателями. К августу стартап уже обучил голосового робота, записал в студии возможные варианты ответов и представил компании пилотный продукт.

«Много времени после тестовых звонков мы потратили на поиск более подходящего голоса — порой он был слишком эмоциональным или, наоборот, скучным, — рассказывает Кузнецов. — Также нам приходилось расширять сценарий диалога, исходя из вопросов, которые задают пользователи. То, что реальный оператор мог придумать на ходу в непредвиденной ситуации, нам нужно было заранее продумывать и записывать».

В октябре-ноябре 2018 года еще немного доработанный робот стал обзванивать давно не посещавших сайт KupiVip клиентов (в общей сложности 5 тыс. человек). Мужской эмоциональный голос представлялся Олегом и спрашивал каждого собеседника, почему тот стал реже заходить на интернетплощадку. После ответа пользователя робот участливо сообщал, что компания дарит клиенту индивидуальную скидку, предлагал отправить промокод СМС-сообщением, спрашивал, остались ли еще вопросы, и прощался.

По результатам пилотного проекта 8% клиентов зашли на сайт KupiVip, купив какой-нибудь товар. «Этот показатель был соизмерим с результатами кол-центра компании», — утверждает Кузнецов. Около 4% пользователей задавали вопросы, на которые робот не знал ответа (в этом случае был предусмотрен перевод на оператора), около 1% — понимали, что с ними говорит не человек. «Самое интересное, что даже когда пользователь распознает робота и может быть перенаправлен на реального оператора, он все равно говорит: не надо, я лучше с вами побеседую», — смеется предприниматель.

После успешного тестирования KupiVip использовала Neuro.net и для того, чтобы обзвонить всех клиентов в преддверии распродажи в Black Friday. «Всю базу, которую кол-центр обзванивает за месяц, мы обзвонили за несколько часов», — радуется Кузнецов. По его словам, этот проект, как и предыдущий, был бесплатным для ретейлера.

Робот-продажник

Заключить с KupiVip контракт на постоянное использование стартапу, впрочем, так и не удалось. «Со временем из компании ушли люди, с которыми мы общались, а проходить все этапы согласования с новыми сотрудниками мы не захотели, — объясняет Кузнецов. — Но после этого кейса нам стало гораздо проще договариваться с новыми клиентами».

Предприниматель рассказал о роботизации кол-центра KupiVip и ее результатах на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и в нескольких СМИ. Благодаря этому уже в ноябре к Neuro.net пришел новый крупный клиент — компания «МегаФон». Сотовый оператор решил протестировать сразу несколько решений на рынке голосовых роботов. Среди них, помимо конкурентных проектов — питерского JustAI, пермского «Звонобот» и других, оказался и Neuro.net. «Мы пригласили основателей стартапа на предварительную встречу, где они продемонстрировали интересный подход к задаче — их робот был практически неотличим от человека», — говорит Станислав Милых, руководитель по системам самообслуживания «МегаФона». В ходе последующего конкурса голосовые роботы по заранее сформированному списку обзванивали клиентов и предлагали им подключить одну из услуг. «Результат зависел от степени проработки скрипта продаж, — объясняет Милых. — На быстром пилоте Neuro.net показал результат, сравнимый с реальными операторами. Думаю, если постоянно улучшать этот скрипт и дозаписывать ветки диалогов, то результат может даже превзойти операторские продажи». Конверсия в продажи при звонках робота Neuro.net, по словам Кузнецова, составила около 40%. Похожий результат показал и JustAI. Но окончательный выбор, с каким проектом подписать долгосрочный контракт, «МегаФон» пока не сделал.

По словам Кузнецова, до конца 2018 года «МегаФон» еще несколько раз привлекал Neuro.net для продажи услуг клиентам в рамках песочницы — специального формата для работы со стартапами. «В «МегаФоне» хорошие условия для стартапов: без долгих согласований и тендеров они могут выделять небольшие (около 100 тыс. руб.) бюджеты и тестировать нашу разработку. Сейчас мы в процессе заключения постоянного контракта с компанией», — уверяет предприниматель.

Следом за сотовым оператором Neuro.net заинтересовались и другие компании. «К нам начали обращаться и небольшие организации, которые хотят автоматизировать работу одного секретаря, — рассказывает Кузнецов. — Это нерентабельно ни для них, ни для нас. Поэтому ввели минимальное количество звонков в месяц (100 тыс.), при котором соглашаемся на работу», — добавляет он.

Сейчас клиентами Neuro.net помимо «МегаФона» являются «Билайн», Tele2, МИЦ и Lamoda. С банками ВТБ, «Открытие», «Хоум Кредит» и еще несколькими крупными заказчиками стартап находится на этапе заключения договора. Ежемесячная выручка Neuro.net сейчас составляет около 1 млн руб., пока он работает в ноль. Но по итогам 2019 года Кузнецов рассчитывает выручить около 74 млн руб. — благодаря новым контрактам.

Планы по выручке Кузнецов не считает слишком оптимистичными. «Я основываюсь на том спросе, который уже есть, — говорит он. — А интерес к решению с каждым реализованным кейсом еще и лавинообразно растет». Происходит это потому, что использование голосового робота намного выгоднее для компаний, чем привлечение для обзвона клиентов обычных операторов, считает предприниматель: в первом случает стоимость составляет 4–6 руб. за минуту разговора, во втором — 20–30 руб. «Результаты голосового робота сравнимы с результатами реальных операторов», — добавляет Кузнецов.

Даже несмотря на преимущество голосовых роботов в цене, от обычных кол-центров компании отказываться не будут, уверен Станислав Милых из «МегаФона». «Роботам типа Neuro.net можно доверять оповещение клиентов о чем-либо, проводить предварительные собеседования, обзванивать должников, продавать несложные услуги, — говорит он. — А вот в случае комплексных, более сложных предложений, когда сценарий диалога может быть очень большим, без реальных операторов все же не обойтись».

Как это работает

Технология обучения голосового робота Neuro.net базируется на open-source фреймворке TensorFlow, который позволяет создавать собственные проекты в сфере машинного обучения. Первым делом специалисты Neuro.net загружают в систему исторические записи разговоров операторов кол-центра заказчика. С их помощью робот учится реагировать на слова пользователей и выдавать правильный ответ. Система начинает распознавать каждую фразу человека с первых слов. Благодаря этому робот может выдавать ответ спустя 700 миллисекунд (это примерно две трети одной секунды), после того как собеседник замолчал. В основе распознавания голоса собеседника — инструмент Google Cloud Speech-to-Text. Чтобы разговор был максимально похож на беседу с настоящим оператором, Neuro.net предварительно записывает ответы на все возможные вопросы пользователей в студии. Робот — в зависимости от предпочтений заказчика — может говорить голосом диктора, эффективного оператора реального колцентра или обычного человека.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Званый ужас Званый ужас

Антонина Козлова о том, как выстоять, когда все против тебя

Cosmopolitan
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Смешная девчонка Смешная девчонка

Марго Робби о том, как освоиться в Голливуде и начать продюсировать фильмы

Grazia
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить» Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить»

Героиня этого номера получила «Эмми» за образы сериала «Большая маленькая ложь»

Grazia
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Главный телекиллер 1990-х: чем запомнится Сергей Доренко Главный телекиллер 1990-х: чем запомнится Сергей Доренко

Один из самых ярких тележурналистов 1990-х умер за рулем своего мотоцикла

Forbes
Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
Настоящая американская мечта. Как 13 братьев и сестер построили бизнес на $300 млн на папином рецепте Настоящая американская мечта. Как 13 братьев и сестер построили бизнес на $300 млн на папином рецепте

Компания семьи Кит, производящая протеиновые батончики, стоит $300 млн

Forbes
Инновации требуют либерального общества Инновации требуют либерального общества

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБК
Как выбрать беспроводную мышь для ноутбука? Как выбрать беспроводную мышь для ноутбука?

Выбираем манипулятор типа "мышь" для переносного ПК

CHIP
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу

Кажется, у GoPro появился серьезный конкурент!

CHIP
Новые войны памяти Новые войны памяти

Европа пытается принизить роль СССР во Второй мировой войне

Эксперт
Доброе дело. Почему в социальном бизнесе больше женщин Доброе дело. Почему в социальном бизнесе больше женщин

От чего зависит коммерческий успех проектов, созданных женщинами?

Forbes
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Третья холодная Третья холодная

Теория Кейса ван дер Пейла насчет глобального тупика отношений России и Запада

Огонёк
Риски затаились Риски затаились

Справится ли мировая экономика с последствиями спадов в Гонконге и США?

Эксперт
Победители премии «GQ Кодекс» 2019 Победители премии «GQ Кодекс» 2019

Церемония вручения премии «GQ Кодекс»

GQ
Оценка «прилично» Оценка «прилично»

Наши коллеги из британского «Татлера» пишут новые правила светского этикета

Tatler
Биологи не смогли раскрыть тайну загара Биологи не смогли раскрыть тайну загара

Опубликованы итоги исследования, задачей которого было выяснить механизм загара

Forbes
Под семью замками: взломать смартфон на Android становится сложнее, чем iPhone Под семью замками: взломать смартфон на Android становится сложнее, чем iPhone

Некоторые устройства с Android могут оказаться более безопасными, чем iPhone

Forbes
Великая красота Великая красота

Четыре поколения культовых петербургских моделей

Собака.ru
Человек и пароход Человек и пароход

У виллы Мезон Берто началась новая жизнь

AD
Легенда о Чернобыльском «эксперименте»: что на самом деле произошло на АЭС и зачем в СССР соврали о причине катастрофы, предсказанной конструкторами Легенда о Чернобыльском «эксперименте»: что на самом деле произошло на АЭС и зачем в СССР соврали о причине катастрофы, предсказанной конструкторами

6 мая 2019 года канал НВО начал показ сериала «Чернобыль»

Esquire
Назад в Средневековье. Какой проект опередил «Зарядье» в качестве лучшей городской реновации Назад в Средневековье. Какой проект опередил «Зарядье» в качестве лучшей городской реновации

Проект реконструкции Старого города во Франкфурте

Forbes
7 частей тела, куда любая девушка хочет, чтобы ее поцеловали (кроме губ) 7 частей тела, куда любая девушка хочет, чтобы ее поцеловали (кроме губ)

Не забывай, что у девушки очень много классных областей.

Playboy
Отступление варваров: что случилось с компанией-символом завоевания Америки финансистами Уолл-стрит Отступление варваров: что случилось с компанией-символом завоевания Америки финансистами Уолл-стрит

Компания KKR стала символом завоевания Америки финансистами Уолл-стрит

Forbes
Google по-русски: почему компания перевела Android на язык от российских разработчиков Google по-русски: почему компания перевела Android на язык от российских разработчиков

Kotlin стал основным языком программирования для разработки Android-приложений

Forbes
Открыть в приложении