Повелители льдов
Восемь лет назад в Баренцевом море появился рукотворный остров — первая на российском арктическом шельфе нефтедобывающая платформа «Приразломная». Проект уникальный — и по задачам, и по техническому совершенству проекта, и по мерам, принятым для сохранения природы Арктики, и, конечно, по продукту — Arco (так называется эта нефть) высоко ценится на рынке. Среди рекордов «Приразломной» — более 10 млн тонн нефти, добытых с начала промышленной эксплуатации в 2013 году. Более пяти лет бесперебойной работы и отгрузки нефти с платформы — во многом результат «управления ледовой обстановкой». Так это называется на языке бизнеса. А как иначе, если в этих широтах чистая вода — лишь пять месяцев, а все остальное время — льды, которыми, оказывается, можно управлять. «Огонек» поговорил с теми, кто освоил эту новую науку и прокладывает арктической нефти дорогу на материк.
«Случайные люди сюда не попадают»
СТАНИСЛАВ ЧИЧИН, капитан танкера «Михаил Ульянов»:
«Мы вывозим добытую нефть с платформы „Приразломная“ и отгружаем ее на специально оборудованный танкер-накопитель в Кольском заливе. Именно „Михаил Ульянов“ был удостоен чести совершить в 2014 году первый рейс с арктической нефтью. К первой погрузке мы готовились три месяца. Провели 62 пробных подхода для настройки оборудования на платформе и танкере и отработали все процедуры, для того чтобы подход к КУПОНу (комплекс устройств прямой отгрузки нефти.— «О») на «Приразломной» мог быть выполнен максимально эффективно и безопасно.
Случайные люди сюда не попадают. Самое главное в работе капитана ледового челночного танкера — чувство абсолютной ответственности за любые операции, в которые вовлечены танкер и экипаж, состоящий из 24 человек. Мне нравится моя работа. И самое главное — она полезна для нашей страны. Я в этом убежден и работаю с удовольствием. Конечно, северное сияние, восходы и закаты красивы, можно полюбоваться. Но это не основная мотивация для работы в Арктике.