Объяснили на санкциях
Вашингтон преподал Пекину «урок демократии», Пекин ответил санкциями против «учителей». И кто кого?
Китайские санкции против американских «диагностов демократии» в ответ на американский закон о правах человека в китайском Гонконге — этот сюжет распадается на две части. Первая — про мировую экономику и особую роль Гонконга в таковой. Вторая — про то, что сегодня можно и нужно прищемить хвост индустрии, занятой «инфильтрацией американских ценностей». И Пекин с радостью этим занялся. Тем более что индустрия эта в случае с Гонконгом пошла против интересов как Китая, так и Гонконга и США.
Начнем с экономики. Весной, когда никаких уличных бунтов на этой особой китайской территории еще не было, там провели традиционный опрос (он проходит одновременно в 82 городах мира). И выяснилось, что Гонконг за год скатился еще на три ступеньки, оказавшись 52‑м по части удобства жизни для иностранного работника в размещенных здесь штаб-квартирах корпораций.
Там чудовищные цены на жилье вдобавок к грязи на улицах и высоким ценам на все мыслимое. Гонконг серьезно отстал по этому рейтингу от прочих азиатских деловых центров — Тайбэя, Куала-Лумпура, Сингапура и китайского конкурента — Шанхая. Утешает лишь то, что американские города типа ЛосАнджелеса вообще в конце списка, даже после Янгона (Рангуна).
А ведь всего пять лет назад Гонконг был в этом же рейтинге десятым.
Да, кстати, и 52‑е место — не предел падения. Потому что раньше Гонконг выигрывал благодаря тому, что там было безопаснее, чем во многих прочих местах. А сейчас, когда десятки тысяч подростков-радикалов неделю за неделей громили улицы, станции метро и парки, безопасность кончилась.
То есть молодежный бунт — не причина, а следствие, часть кризиса Гонконга. Ведь местных жителей куда больше, чем иностранцев, удручают цены на жилье, грязь, а также страх перед тем, что бизнес уходит куда-нибудь в Шанхай.
И вот в эту сложную ситуацию врывается разработанный конгрессменами США и с тяжелым вздохом подписанный президентом Дональдом Трампом «Акт о правах человека и демократии в Гонконге». Что он означает: раз в год какие-то личности из «вашингтонского болота» должны теперь готовить документ о том, не подрывает ли Пекин свои же национальные законы об автономии и не нарушает ли там кто-то из местной администрации права человека. Среди наказаний за несоответствие предусмотрено среди прочего лишение Гонконга особого торгового статуса.