«Мои картины — мои бывшие жены»

Победителем Венецианского кинофестиваля стала картина Альфонсо Куарона «Рим»

ОгонёкКультура

«Мои картины — мои бывшие жены»

Победителем 75-м Венецианского кинофестиваля стала картина Альфонсо Куарона «Рим». Обозреватель «Огонька» поговорила с триумфатором фестиваля о том, что можно извлечь из воспоминаний детства

Беседовала Татьяна Розенштайн, Венеция

Фото Reuters

Триумфатора Венецианского кинофестиваля критики буквально утопили в комплиментах еще до объявления вердикта жюри, хотя на первый взгляд в нем нет ничего, как говорится, сенсационного. Напротив — все намеренно традиционно. «Рим» — это сага о семье интеллигентов (учитель и врач), как сказали бы у нас, а также об их многочисленных родственниках, о друзьях и близких. История происходит в начале 1970-х годов в престижном районе Мехико, по названию которого — «Рим» — фильм и получил свое имя. Рассказана эта история — точнее сказать, показана — от лица служанки (Клео косноязычна и изъясняется скорее жестами). Фильм пронизан ощущением приближающейся катастрофы, предвестником которых являются природные катаклизмы; кульминация — «резня в Корпус Кристи», расстрел студенческого митинга группировкой Los Halcones в праздник тела и крови Христовых 10 июня 1971 года. В одном из троих детей семейства — свидетелей кровавой драмы — Куарон «замаскировал» самого себя.

— Эта картина — дань воспоминаниям детства, что традиционно для режиссеров. Вы решили, что пришло время разобраться в себе, откуда вы, кто вы?

— Тут все не так просто. Когда я заканчивал съемки «Гравитации», пообещал себе, что следующую картину сниму на родине и посвящу ее чему-то простому и личному. Сюжет картины переносит нас в начало 1970-х, когда я был ребенком и рос в одном из зажиточных районов мексиканской столицы под названием «Рим». Эта картина — в первую очередь портрет моей семьи. Свой проект я начал с разговоров со своей семьей. Конечно, в фильме я не мог избежать упоминаний о политических событиях того времени, противоречивом президентстве Луиса Эчеверриа, которое до сих пор воспринимается в Мексике как «темный период». Как и моя семья, изображенная в фильме, страна претерпевала большие и разрушительные преобразования. 1971-й был отмечен трагическим событием, в частности расстрелом демонстрации левых студентов в праздник тела и крови Христовых военной группировкой Los Halcones, которая была связана с коррумпированными чиновниками из федерального правительства. Я попытался сохранить баланс между личным характером картины и социальным контекстом. Как бытовые конфликты детства оставляют в душе личные шрамы, так и общие, социальные драмы оставили шрамы в коллективной психике и сознании мексиканцев. Однако я постарался показать эти шрамы именно так, как я воспринимал их в детстве. Как ребенок ощущает политические события? Ему страшно, ему жутко. Именно это состояние и постарался сохранить. Я вообще вдруг почувствовал тягу к тому, чтобы регистрировать детские, личные воспоминания. Кажется, это помогает понять происходящее сегодня.

— Снимая фильм о самом себе, о своем детском опыте, наверное, трудно оставаться объективным?

— Ну, тут были и свои выгоды. Например, впервые за всю свою карьеру в кино смог позволить себе уважительно отнестись к течению времени. Впервые мой фильм уважает сущность времени. Мне не пришлось его подгонять, как я вынужден был это делать в подавляющем количестве своих кинолент. Когда вода разливается по полу, я жду, как она заполнит все пространство комнаты, и кинокамере впервые позволено зафиксировать ее неторопливое течение. Работа над этим фильмом действительно заняла очень много времени. Это были самые долгие съемки в моей карьере. Они длились более трех с половиной месяцев. Все действия сняты в хронологическом порядке, что обычно характерно для телевизионного формата. Хотя я и считаюсь сценаристом картины, заранее написанного сценария практически не было. К каждой сцене мы готовились на ходу. Утром, когда актеры приходили на съемку, я рассказывал им, чем мы будем заниматься, раздавал им отдельные диалоги, которые те заучивали уже в процессе съемок. Мне хотелось, чтобы картина как можно точнее отражала, буквально повторяла реальность. Мне хотелось разрушить привычную структуру съемочного процесса, мне хотелось, чтобы здесь не было предварительно отрепетированного материала, а все происходило более или менее естественно и спонтанно. Как и в жизни. Я обставил комнаты дома оригинальной мебелью, на 70 процентов атрибутами из своего детства — их предоставили мои родственники. Все было максимально приближено к тому, что удержала моя память, даже пес, которого мы так долго подбирали для съемок, был абсолютно идентичен той собаке, которая была в моем детстве. Конечно, я сохранил в фильме его кличку. Все члены моей семьи побывали на съемках. Мы снимали фильм, можно сказать, всей семьей. Они пришли на съемочную площадку, когда была уже воссоздана обстановка нашего дома. Многие, увидев ее, плакали, пораженные схожестью.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Герои Герои

Новак Джокович, Оксана Воеводина, Николай Константинов, Светлана Ромашина

Огонёк, июль'19
Правда Правда

Факты и цифры

Playboy, август'19
Секрет ширмы Секрет ширмы

Драматичная история любви Коко Шанель и Боя Кейпела

Elle, октябрь'18
Неравный труд: почему работники за 50 чаще всех страдают от дискриминации Неравный труд: почему работники за 50 чаще всех страдают от дискриминации

Возрастным сотрудникам в России приходится труднее, чем женщинам или инвалидам

РБК, сентябрь'18
Антикризисный глава Антикризисный глава

Кому Кремль поручил борьбу за Приморье

РБК, сентябрь'18
«У борца должны быть 2–3 лишних килограмма»: как регулировать вес «У борца должны быть 2–3 лишних килограмма»: как регулировать вес

Мастер спорта по дзюдо и самбо о сгонке веса перед соревнованиями

Men’s Health, сентябрь'18
6 самых диких советов звезд на тему секса 6 самых диких советов звезд на тему секса

Анджелина Джоли, например, рекомендовала брать с собой в постель нож

Maxim, сентябрь'18
Обескровленная «Нацимбио» Обескровленная «Нацимбио»

Фармхолдинг «Ростеха» может лишиться монополии на поставки для госнужд

РБК, сентябрь'18
Разоблачение 5 самых знаменитых фокусов в истории Разоблачение 5 самых знаменитых фокусов в истории

Всегда хотел узнать, как фокусники делают это? Сегодня твой день!

Maxim, сентябрь'18
За красотой и оптимизмом За красотой и оптимизмом

Что бы ни говорили скептики, московский международный автосалон не разочаровал

АвтоМир, сентябрь'18
Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский. Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант, октябрь'18
День Авроры День Авроры

Аврора о любви, красоте, возрасте и новом принятии себя

Домашний Очаг, октябрь'18
Бескровная война с долгосрочным ущербом Бескровная война с долгосрочным ущербом

Кто пострадает от экономического противостояния США и Китая

РБК, сентябрь'18
От алых красок до небесного колорита: эволюция формы экипажа Korean Air От алых красок до небесного колорита: эволюция формы экипажа Korean Air

От алых красок до небесного колорита: эволюция формы экипажа Korean Air

National Geographic, сентябрь'18
Это моя добыча Это моя добыча

Гид по сафари в Африке

GQ, октябрь'18
Как избавиться от лишнего веса: Леонид Синцов Как избавиться от лишнего веса: Леонид Синцов

Как одно неудачное фото заставило поменять образ жизни и стать чемпионом

Men’s Health, сентябрь'18
Несгораемый кайф Несгораемый кайф

Фестиваль Burning Man как праздник творческого непослушания

Огонёк, сентябрь'18
Человек неиграющий Человек неиграющий

Как технологический прогресс тормозит развитие современных детей

Огонёк, сентябрь'18
Законные три минуты Законные три минуты

Телеканалы воспользовались правом увеличить количество рекламы в прайм-тайм

РБК, сентябрь'18
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes, октябрь'18
Главные музы Карла Лагерфельда Главные музы Карла Лагерфельда

Главные музы Карла Лагерфельда

Vogue, сентябрь'18
Зеркальный экстремизм Зеркальный экстремизм

Усиление России и Китая питает экстремизм в развивающихся странах

Огонёк, сентябрь'18
Как страшно есть! Как страшно есть!

Супербактерии «вышли» из больниц на улицы

Огонёк, сентябрь'18
Поддержка малых и средних возросла на порядок Поддержка малых и средних возросла на порядок

Власти выделят банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей

РБК, сентябрь'18
Когда пора? Доходчивый и не слишком заумный гид по зимним шинам Когда пора? Доходчивый и не слишком заумный гид по зимним шинам

Все, что нужно знать о резине, и ничего лишнего

Maxim, сентябрь'18
Generation Zero Generation Zero

Generation Zero. Восстание машин по-шведски

Игромания, октябрь'18
Печать времени Печать времени

Два комплекта шин — с пробегом всего 10 000 км и совершенно новые. Результаты?

Quattroruote, октябрь'18
Странные, скользкие, безмозглые, безупречные Странные, скользкие, безмозглые, безупречные

Медузы – одни из самых универсальных существ на планете

National Geographic, октябрь'18
Искусный интеллект Искусный интеллект

Семь арт-проектов, созданных умными машинами

Русский репортер, сентябрь'18
670 лет назад… Европу охватила самая страшная в истории эпидемия чумы 670 лет назад… Европу охватила самая страшная в истории эпидемия чумы

Когда в России основали самый знаменитый монастырь

Вокруг света, октябрь'18