(Не) свободный художник
Занять должность, быть уверенным в регулярной зарплате – или на свой страх и риск выйти за штат и самому искать заказы, надеясь на гонорары? Европа давно уже работает удаленно во многих сферах. Почему же россияне осторожно относятся к этому формату? Обсуждаем плюсы и минусы фриланса.
«В офисе я провела из 13 рабочих лет всего три месяца. Не вернусь никогда!» – восклицает 36-летняя Агата, по профессии инженер-эколог. Она уже забыла, «как это – не распоряжаться своим временем». «То, что в офисе делается за восемь часов, дома – за четыре. Никто не галдит, не отвлекает, не говорит над ухом по телефону. Дорога туда-обратно – убитое время, а это ценный и невосполнимый ресурс».
33-летней Полине удобно, что нет необходимости брать больничный, тем более что у нее двое детей и они часто болеют. «Но фриланс – это ноль уверенности в завтра, постоянные поиски новых клиентов и проектов, нет соцпакета, – замечает она. – Для меня отсутствие минимальной стабильности перевешивает все плюсы. Поэтому я нашла средний вариант – удаленную работу».
Какие же преимущества и недостатки есть у свободного плавания? И кому стоит выбирать его вместо привычных корпоративных будней, а кому нет?
Две большие разницы
«Часто путают понятия «удаленная работа» и «фриланс», — уточняет психотерапевт Алексей Михальский. — Первая предполагает штатного сотрудника, который находится не в офисе, но постоянно на связи. Он подчиняется общим в корпорации правилам и требованиям, духу и этике. Бывает и смешанная комбинация – три дня в офисе, два – удаленно. Фрилансер же – совсем другой «вид» работника. Как правило, это человек, выполняющий объем разово или периодически. Это даже совсем другой психологический тип – «волк, которого кормят ноги». У него одновременно может быть много заказчиков. Незаменимые качества – терпение и воля к победе. Нужны также общительность и умение вести переговоры, продавать себя и профессионализм. Для того чтобы начать фактически свое дело, нужны упорство, вера и понимание, что быстро может и не получиться». Офисному или удаленному «штатнику» эти качества не нужны, задачи, которые перед ними стоят, менее разноплановы. «Фрилансер нацелен на получение как можно большего количества заказов и денег, – добавляет бизнес-тренер Владимир Якуба. – Многим моим клиентам-бизнесменам легко работать с удаленными штатными сотрудниками, но они стараются не связываться с фрилансерами, даже бывшими. Те всегда будут брать параллельные заказы, сколько бы им ни платили. По принципу «семь шапок сошью». И однажды – особенно на длинной дистанции – это скажется на качестве».
Фрилансеры и не скрывают, что нацелены на максимальный заработок, чтобы всегда был накопленный «жирок», потому что в одном месяце может быть густо, а в другом – пусто. Но не все способны адекватно оценить реальные объемы работы и свои физические возможности. 48-летней Елене, журналисту и редактору корпоративных изданий, это удается: «Когда таймингом занимаешься сам, то авралы, неизбежные в крупных коллективах с многоступенчатыми коммуникациями, трансформируются в распределение работы по четким срокам. Благодаря этому я многое успеваю. Но иногда приходится отказываться от выполнения некоторых заказов, если понимаешь, что не сможешь съесть слона целиком».
Непредсказуемая по доходу работа на фрилансе требует большей исполнительности и ответственности, чем у офисных и удаленных штатных работников, уверен 45-летний Валерий, программный директор на радиостанции. Как и большинство его подчиненных, он вот уже несколько лет появляется в офисе только на корпоративных праздниках. «Все остальное «живет» у меня в смартфоне и ноутбуке. Люди сами знают, когда им болеть и отдыхать, у них есть дедлайн, план продаж, график выпусков, и все работает как часы. Кроме того, у меня есть запасные кадры, на которых можно перебросить задание. Фриланс – это своего рода селекция».