Учебная тревога. Как провести тренинг с тайными целями
Обучение персонала — прекрасная возможность провести в компании кадровые изменения, о которых вы давно мечтали
В России активно развивается рынок краткосрочного обучения — его рост составляет, по разным источникам, от 15% до 55% в год. Крупные компании финансируют собственные учебные центры и корпоративные университеты, некоторые из них могут потратить в год несколько миллионов долларов, чтобы обучить сотрудников. И все же образовательные бюджеты российских компаний не сопоставимы с европейскими. По оценке Boston Consulting Group, у нас они в 10 раз меньше.
Из российских работодателей редко кто воспринимает траты на обучение работников как инвестицию в развитие бизнеса. Если к этому добавить нежелание россиян учиться после 25 лет и скептическое отношение к самому процессу обучения на рабочем месте, то возникает вопрос: почему работодатели все-таки тратят деньги на развитие персонала? Ответ прост: помимо явных целей — дать сотрудникам новые навыки и компетенции — есть и скрытые цели. Часто обучающий проект, который заказывает HR-отдел или руководитель компании — своего рода маскировка, а истинная цель тренинга — совсем иная. Но если так, то очень важно, во-первых, рассказывать об истинных намерениях подрядчикам, проводящим тренинг, а во-вторых, действовать деликатно. Вот несколько советов о том, как, обучая, эффективно решать скрытые задачи и избежать негативных настроений в коллективе.
Не спешите с выводами
Да, часто тренинг устраивают, чтобы провести оценку персонала и сделать соответствующие выводы: кому именно следует повышать зарплату, а кого — продвигать по службе. Казалось бы, поощрять нужно тех, у кого в компании большой стаж и имеются конкретные достижения. Но, как показывает практика, одних этих параметров работодателям недостаточно. Проводя обучение, руководители проверяют, насколько у их подчиненных развиты коммуникативные навыки, умеют ли они работать в команде, думать наперед, насколько стрессоустойчивы. Во время тренинга становится понятно, кто в компании личность-драйвер и достоин большего поощрения, а кто деструктивно реагирует на те или иные форматы общения с коллегами, апатичен и пассивен.