Опора на своих

Рынок туризма Германии развивается за счет собственных путешественников

РБКБизнес

Опора на своих

Рынок туризма Германии гостеприимен к иностранцам, но развивается за счет собственных путешественников

Текст Алексей Морозов, Александра Марьясова

Туристическая отрасль в Германии, по данным World Travel and Tourism Council (WTTC, Всемирный совет по туризму и путешествиям), в 2017 году обеспечила вклад в экономику страны в размере $395,2 млрд. Эта цифра остается стабильной несколько лет, с небольшими колебаниями, но доля отрасли в ВВП в последние годы снижается — с 13,3% в 2000 году до 10,7% в 2017-м, приводит статистику WTTC. Сам ВВП страны при этом растет ускоренными темпами — в прошлом году он увеличился на 2,2%, таковы данные Федерального статистического ведомства. На туристическую отрасль влияние оказал мировой кризис 2008 года. Доходы восстановились к 2011 году, но превысить (в текущих ценах) докризисные показатели удалось только один раз, в 2014 году.

И все же в целом отрасль развивается в позитивном тренде, отмечают в аналитическом и консалтинговом агентстве Tourismus Plan B, о чем говорится в исследовании 2017 года. С 2011 года к 2016-му в Германии на 13,4% выросло число туристов и на 10,9% — количество мест в отелях. В 2017 году Германия заняла третье место в мире (после США и Испании) по размеру доходов, которые генерирует туристический бизнес в денежном выражении. Судить о вкладе в связанные с туризмом отрасли позволяет исследование Министерства экономики и технологий ФРГ. Согласно ему путешествующие граждане страны помогают своей экономике через покупку потребительских товаров (только велосипедов в 2010 году, который выбран за исходную точку исследования, куплено на €58,6 млрд). А также через приобретение билетов на местный транспорт и входных билетов в музеи и парки, что принесло в сумме €13,7 млрд.

Особенности национальных путешествий

Германия — страна преимущественно внутреннего туризма. Собственные граждане, по данным агентства The German Tourism Market за 2016 год, на 80% обеспечивают наполняемость отелей. За первую половину 2018 года число ночевок в отелях Германии граждан этой страны выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стремление путешествовать по собственной стране — характерная национальная черта, говорится в исследовании: из ста опрошенных 66% совершили за год одну поездку, 24% — две и 10% — более трех поездок. Путешествовать любит население с высшим образованием — 75%, среди жителей городов любителей ездить по стране 62%.

Посещение достопримечательностей, точечное (с подробным изучением городов) или в рамках туров, является основным источником трафика. Согласно Федеральному отчету о туристической политике (его готовит Министерство по делам экономики и энергетики ФРГ), на посещение городов приходится 41% трафика, еще 17% — на автобусные ознакомительные туры по стране. Для сравнения: активно продвигаемый ассоциациями сельский туризм с посещением ферм, дегустацией фермерских продуктов и возможностью примерить на себя труд крестьянина — это лишь 8% трафика. «Такие туры активно рекламируются, но они на любителя», — рассказывает эксперт туристического рынка Игорь Пирожников из Базеля. «Рынок еще не сформировался, — добавляет его коллега из Бонна Леон Цвасман. — Такие туры дороговаты, но в сочетании с посещением близлежащих городов перспектива у них есть».

В города туристов привлекают не только исторические артефакты, архитектура, но и массовые мероприятия, такие как «Октоберфест», например. Согласно федеральному отчету, в октябре 2017 года Мюнхен посетили 404 тыс. граждан Германии и 177 тыс. туристов из других европейских стран, в том числе из России — 12 тыс. человек. Немного больше — 20 тыс. человек — приехали из Китая. Таким образом, праздник существенно поднимает трафик внутреннего туризма, но почти не сказывается на приезде иностранцев. «Это все-таки немецкий праздник, причем сопряженный с массовым принятием алкоголя, — говорит Леон Цвасман. — В нем существует масса условностей, не зная которых иностранец может столкнуться с неприятностями».

Скромнее место, которое занимают туры для желающих поправить здоровье, — на них приходится лишь 2%. Развитию оздоровительного туризма мешают высокие цены и конкуренция со стороны более дешевых курортов Восточной Европы — последние оттянули на себя часть домашнего немецкого трафика, поехать «на воды» в Германию престижно, но не всем по карману, считает Леон Цвасман. Скажем, полчаса массажа стоят €70, при том что в Словакии это €1–2, ночь на немецком оздоровительном курорте — около €200 против €30–40 в Восточной Европе, приводит цифры эксперт. Трафик туристов из России сократился с 2014 года на 17,3%, по данным инфорцмационного агентства Deutsche Welle. «Русские были особенно важны для индустрии туризма Баден-Бадена. Обычно они поступают по состоянию здоровья: их показания по лечению часто таковы, что им приходилось оставаться на курорте надолго», — отмечает агентство, подчеркивая значительную выгоду от таких клиентов. Дефицит туристов из России удалось отчасти компенсировать гостями из ОАЭ и не только оттуда. Данные статистического бюро земли Баден-Вюртемберг (где находится знаменитый курорт Баден-Баден) говорят о росте числа туристов, посещающих курорты. Если в 2000 году на них побывали 11 млн туристов — граждан Германии и 1,6 млн из других стран Европы, то в 2016-м — 15,5 млн и 3,9 млн соответственно.

Правила игры

Росту числа туристов в Германии соответствует опережающий рост туристской инфраструктуры. Если в 2012 году путешественников обслуживала 31 тыс. компаний с 257 тыс. занятых (имеются в виду все индустрии, включая отельный бизнес, общественное питание, мелкие магазины), то в 2016 году — 32 тыс. компаний с 290 тыс. занятых. Этому способствуют правила игры на рынке.

Туристическая деятельность в Германии не лицензируется, требуется только регистрация при наличии справки от полиции об отсутствии криминальных фактов в прошлом. За добросовестностью участников рынка следят профессиональные ассоциации, проблемные вопросы решаются в судах. На выработку правил игры в отрасли значительное влияние оказывает мнение профессиональных ассоциаций, в первую очередь Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, Союза рестораторов и отельеров (DEHOGA) и Немецкой туристической ассоциации. Ассоциация финансируется за счет взносов участников, но в отдельных случаях получает финансирование из федерального бюджета или бюджетов земель — когда речь идет о масштабных мероприятиях, требующих существенных инвестиций. В свою очередь, у DEHOGA отличные контакты с политическими лидерами Германии, это позволяет эффективно защищать интересы отрасли, говорит Георг Плесье, топ-менеджер компании Rocco Forte & Family (управляет отелем Villa Kennedy во Франкфурте). Система работает, необходимости в лицензировании или жестком контроле со стороны на практике не возникает, поясняет он, персонал отелей научен реагировать на проблемы клиентов быстро и с полным вниманием.

Легкость открытия бизнеса, отсутствие тотального контроля и минимум вложений (при желании можно переоборудовать под отель первый этаж собственного дома) способствуют развитию отрасли за счет небольших бизнесов. Открытие своего, даже маленького, дела, связанного с туризмом, — прекрасный выход для тех, кто не хочет или не может делать карьеру в жесткой корпоративной культуре, считает Георг Плесье.

Ориентируясь на внутреннего туриста, немецкие отели зарабатывают не за счет высоких цен размещения, а благодаря количеству туристов, рассказывает Игорь Пирожников. Это резко отличается от политики отельеров Швейцарии, да и многих стран ЕС, подчеркивает он. «Скажем, номер в Hilton в Риме стоит €500, в Барселоне — €240, а в Дюссельдорфе — €62, но при этом Hilton в Дюссельдорфе имеет заполняемость, которой могут только завидовать другие отели этой сети в иных странах», — говорит он. Рентабельность небольших отелей невелика, добавляет Игорь Пирожников, но владельцев устраивает стабильность бизнеса, и это сказывается на росте индустрии. Так, в первом полугодии 2018-го число отелей в стране выросло на 2,2%, говорится в отчете Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, число ресторанов — на 3,3%, питейных заведений — на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам опроса, проведенного объединением в начале года, 48,5% владельцев отелей сказали, что довольны бизнесом.

Небольшие отели могут быть и очень прибыльными, если грамотно воспользоваться конкурентными преимуществами, которые дает формат мини-отеля, говорит Георг Плесье: «Если вы обеспечите идеальное индивидуальное обслуживание, будете хорошо знать своих клиентов и дадите им продукт с качеством выше среднего, вы можете без ущерба для трафика выставить гораздо более высокие цены и не связываться с недорогими групповыми клиентами». Идеальный продукт и отличный сервис гарантируют высокую прибыль, считает эксперт.

80% постояльцев в немецких отелях, — граждане Германии, путешествующие по стране

Законодательство гостеприимства

Несмотря на то что погоду на туристическом рынке Германии делают отечественные путешественники, экономика страны заинтересована и во въездном потоке.

Как показывают результаты того же исследования Министерства экономики и технологий, если отечественные туристы стимулируют потребительский рынок, то иностранцы, приезжающие в Германию, дают импульс развитию бизнеса авиаперевозчиков, отельеров и рестораторов. Кроме того, как рассказал РБК+ Вольфганг Бауэр, топ-менеджер торгового центра Outletcity Metzingen (см. материал на с. 145), иностранцы более щедры на траты, их средний чек выше, чем у немецких покупателей.

Законы Германии защищают интересы иностранных гостей. В немецкой правовой системе турист рассматривается как лицо с особым правовым статусом, новеллы законодательства вменяют в обязанность должностным лицам оказывать помощь зарубежным туристам в затруднительной ситуации.

Основная функция Национального совета по туризму Германии — пропаганда за рубежом образа страны, и трафик из-за рубежа в последние годы показывает устойчивую тенденцию к росту.

Согласно исследованиям Национальной туристской организации Германии (GNTO), в 2016 году число ночевок иностранцев в отелях и других средствах размещения достигло рекордного показателя 80,8 млн. Эксперты GNTO сделали вывод, что Германия стала одним из самых популярных направлений международного туризма в мире. С 2010 года число зарубежных ночевок выросло более чем на 40%. Стабильно растет турпоток в Берлин. В 2016 году туристы провели в городе 31 млн ночей, что на 2,7% больше, чем в 2015 году, и этот показатель вывел столицу Германии на третье место в топе самых популярных городов Европы. Такой же показатель был достигнут и в 2017 году.

Где в Германии учат туристическому делу

В сфере профессионального образования туристической отрасли Германии главное место отведено институтам прикладных наук, сочетающих теоретическую и практическую подготовку, говорит член туристского объединения «Немецкий союз туризма» Александр Хорн. Обучение в таких учебных заведениях организовано в соответствии с положениями Болонского процесса — бакалавриат и магистратура. «Профильные программы по туризму содержат не более 5% дисциплин общей подготовки, 95% дисциплин — это дисциплины профессиональные. Практика на предприятии туризма составляет до 20% объема учебного плана», — рассказывает Александр Хорн. Такая позиция соответствует общей тенденции в стране: регулярные опросы молодежи, которые проводит Констанцский университет (Германия), показывают, что четверо из пяти опрошенных абитуриентов предпочитают практическое обучение. В сегменте дополнительного образования популярны корпоративные тренинги персонала, которые распространены в сетевых предприятиях в инфраструктуре туризма. Иначе складывается ситуация в небольших компаниях, которые не в состоянии постоянно проводить обучение сотрудников, они используют систему профессионального дополнительного образования «Компетенции в туризме» (Kompetenz im Tourismus).

По данным Staufenbiel Institut, выпускники вузов в сфере туризма среди BWL-специальностей (экономика предприятия) зарабатывают меньше в 2,5 раза по сравнению, к примеру, с выпускниками в банковской сфере. Наиболее оплачиваемые направления — отельный бизнес, продажа авиабилетов, маркетинг авиакомпаний.

Динамика вклада туристической отрасли в ВВП Германии

$ млрд
Доля в ВВП, %

Источник: World Travel and Tourism Council
Фото: Getty Images Russia

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ИП федерального масштаба ИП федерального масштаба

Как куратор нелегальной уличной торговли масштабирует свой бизнес

РБК, октябрь'18
Только ты и новая музыка Только ты и новая музыка

Только ты и новая музыка. Где брать новое, чтобы всегда было интересно?

Esquire, октябрь'18
От чистого истока: как вывести на мировой рынок воду в стеклянной бутылке От чистого истока: как вывести на мировой рынок воду в стеклянной бутылке

Предприниматель из Новосибирска пытается завоевать Европу водой из Алтая

РБК, сентябрь'18
В столовой и бане все равны В столовой и бане все равны

Решительно заявляем: ЗОЖ в СССР был

Elle, октябрь'18
Илья Лагутенко Илья Лагутенко

16 октября лидеру группы «Мумий Тролль» исполняется 50 лет

Elle, октябрь'18
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика, октябрь'18
Инструмент капиталиста. Производитель болтов и шарниров стал технологическим гигантом Инструмент капиталиста. Производитель болтов и шарниров стал технологическим гигантом

Новые разработки позволили Stanley подсадить плотников на батареи из США по $199

Forbes, сентябрь'18
Стоит съесть: лаксу в Laksa & Co и мясо в «Доктор Живаго» Стоит съесть: лаксу в Laksa & Co и мясо в «Доктор Живаго»

Где в Москве подают хорошее мясо и разливают наваристый суп

Forbes, сентябрь'18
Как стать уверенным в себе и завоевать мир за 8 шагов (Тони Роббинс отдыхает) Как стать уверенным в себе и завоевать мир за 8 шагов (Тони Роббинс отдыхает)

Спасительные советы, как стать более уверенным в себе и не умереть социофобом

Playboy, сентябрь'18
Эксгибиционисты: зачем они делают это? Эксгибиционисты: зачем они делают это?

Эксгибиционизм — это сексуальная девиация

Cosmopolitan, сентябрь'18
Побелел от зависти Побелел от зависти

Квартира-мечта: светлые пространства с видами на Манхэттен

AD, октябрь'18
20 ложных убеждений, которые не дают вам двигаться вперед 20 ложных убеждений, которые не дают вам двигаться вперед

Откуда берутся ложные убеждения и как с ними бороться?

Psychologies, сентябрь'18
Правила жизни Леонида Парфенова Правила жизни Леонида Парфенова

Правила жизни журналиста Леонида Парфенова

Esquire, сентябрь'18
Тайвань ввел тестовый безвизовый режим с Россией Тайвань ввел тестовый безвизовый режим с Россией

Тайвань ввел тестовый безвизовый режим с Россией

National Geographic, сентябрь'18
KUNGS: «У меня никогда не просят автографы» KUNGS: «У меня никогда не просят автографы»

Француз Валентин Брунель, известный как KUNGS, прославился хитом «This Girl»

Cosmopolitan, сентябрь'18
Дмитрий Волков Дмитрий Волков

Boss года. Дмитрий Волков: — философ, зарабатывающий миллионы

GQ, октябрь'18
Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал

Почему моде так сложно пройти в библиотеку.

Cosmopolitan, сентябрь'18
Неравный брак Неравный брак

Венсан Кассель спросил отца будущей жены, можно ли уже заниматься с ней сексом

StarHit, сентябрь'18
Jagged Alliance: Rage! Jagged Alliance: Rage!

Jagged Alliance: Rage! Снова ползём к третьей части

Игромания, октябрь'18
Первый год жизни малыша: календарь посещения врачей Первый год жизни малыша: календарь посещения врачей

Надо ли ходить по врачам, если ребенка ничего не беспокоит?

9 месяцев, октябрь'18
В ожидании чуда: чего ждать от презентации Apple В ожидании чуда: чего ждать от презентации Apple

О том, какими будут новые модели iPhone, iPad Pro, Apple Watch и MacBook

Forbes, сентябрь'18
Арам Аракелян Арам Аракелян

Агрегатор такси «Ситимобил» борется с монополией «Яндекса»

GQ, октябрь'18
Как спасают животных во время урагана «Флоренс»: видео Как спасают животных во время урагана «Флоренс»: видео

Люди на лодках вывозят зверей из водной ловушки, которую устроил ураган

National Geographic, сентябрь'18
Слово и дело: российская традиция доносов и расправ Слово и дело: российская традиция доносов и расправ

Российская традиция доносов и расправ

Дилетант, сентябрь'18
Меж двух огней: решится ли ЦБ на увеличение ключевой ставки Меж двух огней: решится ли ЦБ на увеличение ключевой ставки

У Банка России достаточно причин как сохранить ставку, так и повысить ее

Forbes, сентябрь'18
Вера Брежнева доказывает, что мода может быть осознанной Вера Брежнева доказывает, что мода может быть осознанной

Певица стала Conscious-амбассадором H&M в России

Vogue, сентябрь'18
Первый смартфон для ребенка. Что предусмотреть? Первый смартфон для ребенка. Что предусмотреть?

Несколько деталей, чтобы использование смартфона было безопасным и эффективным

Psychologies, сентябрь'18
Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает

Люди готовы отдать половину зарплаты, чтобы услышать мотивационные речи коучей

Forbes, сентябрь'18
Рокировка в небе. Чем опасен дальневосточный маневр «Аэрофлота» Рокировка в небе. Чем опасен дальневосточный маневр «Аэрофлота»

Замена «Аэрофлота» авиакомпанией «Россия» — вынужденная мера, считают эксперты

Forbes, сентябрь'18
Не только газ и автомобили Не только газ и автомобили

Японский бизнес в России стремится сойти с наезженной колеи сотрудничества

Эксперт, сентябрь'18