Голову с плеч: 10 фактов о гильотине
История Европы знает много различных инструментов пыток и машин смерти. Однако гильотина на долгое время вытеснила остальных смертоносных «конкурентов». Перед вами 10 фактов о том, какую роль сыграла гильотина в первые дни Великой французской революции и какую роль играет сегодня.
Гильотен и гильотина. Аппарат для обезглавливания назван именем французского врача, профессора анатомии, Жозефа Игнаса Гильотена. Вопреки популярному мнению, он не был изобретателем этого устройства — подобный метод использовали и прежде, в Шотландии, Ирландии и других странах. Более того, Гильотен вообще выступал против смертной казни. Будучи членом учредительного собрания, в 1789 году он предложил такую машину как более гуманный способ казни по сравнению с популярными в те годы во Франции повешением, четвертованием и сожжением на костре. Кроме того, машина для обезглавливания должна была уравнять в правах на более достойную казнь дворян (которых казнили отсечением головы мечом или топором) и всех остальных. Еще один распространенный миф гласит о том, что Жозеф Игнас Гильотен был якобы гильотинирован, однако французский врач умер естественной смертью в 1814 году. Родственники Гильотена были недовольны тем, что смертоносная машина названа их именем, и не раз обращались с просьбой заменить название, но не добившись желаемого результата, им в итоге пришлось самим менять фамилию. В последний раз гильотина как средство казни во Франции использовалась не так давно — в 1977 году в отношении осужденного убийцы.
«Недостаточно зрелищно» — такой вердикт вынесли разочарованные французы гильотине, как только она появилась. «Верните деревянные виселицы!» — скандировали недовольные парижане в апреле 1792 года, когда с помощью гильотины был казнен первый осужденный. Действительно, мгновенно отрубленная голова, которую быстро убирали в плетеную корзину, вряд ли могла конкурировать, скажем, с криками сгорающих заживо людей на костре. Но несмотря на протесты горожан, власти оценили эффективность устройства: оно помогло повысить «производительность». Так, с помощью гильотины один палач мог казнить 12 приговоренных к смерти всего за 13 минут, или 300 человек за 3 дня.