Неделя | Эпицентр
Мимика письма
Мир отметил 35-летие смайлика. За этим несерьезным юбилеем эксперты разглядели серьезные перемены, происходящие с нами в мире новых коммуникаций
Кто первым изобрел смайлик — до сих пор предмет споров. Говорят, идею смайлика высказывал еще Набоков, и все же имя его официального изобретателя — Скотт Фалман, профессор Университета Карнеги-Меллон в Питсбурге (США). Пожалуй, вряд ли есть другое изобретение, про которое известно все до секунды: Фалман предложил обозначать этим сочетанием символов (двоеточием, дефисом и круглой скобкой) шутки в электронной переписке в 11:44 19 сентября 1982 года. Однако мало кто знает, что сам ученый довольно иронично отнесся к своему детищу и продолжает называть себя Франкенштейном. Всю жизнь он занимался искусственным интеллектом и переживает, когда журналисты спрашивают его лишь о смайлике.
Или вот еще повод для путаницы: классические смайлики, составленные из обычных символов, и идущие им на смену эмодзи (картинки для общения) формально не одно и то же — эмодзи включают в себя дома, флаги, машины, а не только лица, выражающие эмоции. Фалман и вовсе называет их ужасными, впрочем, добавляя, что он эмодзи не изобретал, возможно, отсюда и нелюбовь.
И все же как бы Фалман ни скромничал, он совершил революцию: сегодня мы посылаем друг другу 6 млрд смайликов каждый день. А их ближайшие «родственники», эмодзи, стали культурным и где-то даже политическим феноменом. Судите сами: сегодня отмечается Всемирный день эмодзи, этим летом вышел полнометражный компьютерно-анимационный фильм про эмодзи, с помощью эмодзи пересказан «Моби Дик» — один из экземпляров книги даже затребовала себе библиотека Конгресса США... Вселенная эмодзи постоянно расширяется: некоммерческий консорциум Unicode ежегодно анонсирует выпуск новых эмодзи, только недавно, как подсчитала британская газета Evening Standard, ими стали рожица, страдающая от тошноты, женщина, кормящая грудью, еж, брокколи... Но людям все мало: пользователи просят брендированные эмодзи, например с обозначением любимой кофейни или футбольной команды, недавно стало возможно выбирать расовую принадлежность эмотикона (так еще называют пиктограммы, изображающие эмоции), появились эмодзи в хиджабах... Да что там, с помощью эмодзи с журналистами переписывается один из высокопоставленных советников Белого дома, а глава МИД Австралии Джулия Бишоп недавно дала эмодзи-интервью.
Интрига, впрочем, не только в популярности смайликов и эмодзи: они, по сути, стали маркерами перемен, происходящих с людьми в мире новых технологий и сверхскоростных связей. Как отмечают эксперты «Огонька», сегодня интенсивность нашего общения зашкаливает, фактически уничтожено понятие личного пространства — гаджеты делают человека доступным всюду, и время от времени мы должны подавать коммуникативные сигналы с помощью лайков, репостов... Однако людям не всегда есть что сказать, и вот на помощь им приходят готовые реакции. По словам автора книги «Код эмодзи» профессора лингвистики Вивиан Эванс, эмодзи — это эволюционный ответ на быстрые мобильные коммуникации. Как отмечает эксперт, их неправильно называть языком, речь скорее про параязык, помогающий нам так же, как жесты, выражение лица или интонация помогают при непосредственном общении.