Саша Щипин: Смерть автора
Фильм «Слишком свободный человек» рассказывает через биографию Бориса Немцова о новейшей истории России, не упуская почти ничего важного и представляя некоторые события и их участников в неожиданном свете. «Сноб» номинирует создателей фильма — режиссера Веру Кричевскую и сценариста Михаила Фишмана, на премию «Сделано в России» в категории «Культура».
Этот фильм должен был, конечно, стать катастрофой. Кино про оппозиционного политика, вышедшее на экраны спустя два года после его убийства и снятое людьми, которые имеют непосредственное отношение к «Дождю», — легко себе представить, что могло из этого получиться. Непревзойденные деловые и человеческие качества покойного, обвинения в адрес режима, ореол мученика, альтернативный Пост №1 на Большом Москворецком мосту: плывут пароходы — привет Мальчишу. Репутация документалистики вообще несколько подорвана современным телевидением, штампующим агитационные фильмы с вырванными из контекста цитатами, тенденциозно подобранной хроникой и гипнотизирующим закадровым голосом, который выстраивает из фактов и домыслов диковинные логические цепочки, подгоняя под нужный ответ и задачу, и решение, и правила математики.
Однако у Веры Кричевской и Михаила Фишмана вместо катастрофы получилось кино. То есть все вроде бы на месте — кадры хроники, пространные интервью с друзьями, соратниками, родственниками и даже врагами, — но, если представить себе зрителя, который не подозревает о том, что на свете жил человек по имени Борис Немцов, все происходящее на экране может показаться ему выдумкой талантливых сценаристов. Ну, не бывает в реальной жизни таких кульбитов — от губернатора и потенциального преемника президента до изгоя, с которым под конец боялись иметь дело и чиновники, и друзья-бизнесмены, и уличные трибуны. Одна внешность чего стоит — и спорить нечего, все это обман, постановка, модный жанр мокьюментари.