Кто купит МКС?
Через 20 лет после запуска судьба Международной космической станции под вопросом: она могла бы летать над нами еще лет десять, но очень похоже, что дешевле и проще ее продать. Вот только кому?
Сдается в аренду космическая станция на 6 человек. Местонахождение — низкая околоземная орбита. Невесомость, отличный вид на планету Земля. Цена: 8 млрд долларов в год». Не исключено, что такое объявление вскоре появится на сайте НАСА.
Администрация Дональда Трампа хочет, чтобы, начиная с 2025 года, США прекратили госфинансирование Международной космической станции (МКС), которую они построили и используют уже почти 20 лет вместе с Россией, ЕС, Японией и Канадой. Эта новость вызвала бурную и неоднозначную реакцию как среди специалистов, так и среди всех, кто интересуется космическими исследованиями, однако ничего неожиданного в ней не было. Соединенные Штаты еще в прошлом году дали понять, что будут сворачивать этот проект и сосредоточат ресурсы — технические, финансовые, интеллектуальные — на подготовке пилотируемого полета на Марс. Ничего не поделаешь, но постепенно МКС превращается в чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко.
Правда, бросать станцию в 2024-м — а именно до этого срока Роскосмос, НАСА и космические агентства других стран договорились продолжать ее эксплуатацию — никто не собирается. Речь о том, чтобы передать ее в частные руки, то есть компаниям, университетам, фондам, которые в последние годы все шире участвуют в исследовании космического пространства, в том числе по программе МКС. Понятно, что удовольствие это не из дешевых. Орбитальный комплекс, находящийся на высоте 400 км от Земли, ежегодно обходится хозяевам примерно в 8 млрд долларов. Половину этой суммы платят США, половину — все остальные. Сможет ли частный бизнес взвалить на себя такое бремя — большой вопрос.
Небольшие компании, работающие в сфере космических технологий, встретили планы администрации Трампа с воодушевлением, а вот реакция корпорации Boeing, управляющей американским сегментом станции по соглашению с НАСА, иная. «Это будет ошибкой, которая поставит под угрозу лидерство США в космосе и нанесет ущерб как коммерческому рынку, так и научному сообществу»,— заявил главный менеджер программы МКС в Boeing Марк Малкуин.
Не скрывает своих сомнений и вице-президент Ассоциации авиакосмической промышленности США Фрэнк Слейзер, считающий, что этот проект продолжится только при госучастии. По его мнению, «превратить МКС в истинно коммерческое предприятие будет сложно из-за того, что порядок использования станции определен международными соглашениями».
Однако администрация Трампа считает, что все эти вопросы можно решить, а частные компании через 7 лет будут готовы заполучить в свое распоряжение элитную недвижимость на околоземной орбите.
Самый дорогой космический проект
В феврале Белый дом опубликовал проект нового федерального бюджета, который предусматривает выделение НАСА в следующем финансовом году 19,9 млрд долларов — на 370 млн больше, чем в нынешнем. Почти четверть этих средств должна быть израсходована по статье «Операции на низкой околоземной орбите и космические полеты», в том числе на эксплуатацию станции, доставку туда грузов и экипажей, а также создание новых пилотируемых кораблей. (После прекращения программы Space Shuttle в 2011-м космическое ведомство США осталось без своих пилотируемых транспортных средств и вынуждено пользоваться в качестве «такси» российскими «Союзами», арендуя у Роскосмоса места для отправки астронавтов на МКС.)
В целом США израсходовали на МКС около 100 млрд долларов. В этом году, 20 ноября, исполнится 20 лет с тех пор, как на орбиту был выведен ее первый элемент — российский функционально-грузовой блок «Заря». На рандеву с ним тогда отправился американский корабль многоразового использования Endeavour, доставивший к месту космической стройки соединительный модуль Unity. Командовал шаттлом Роберт Кабана, а в состав его экипажа из 6 человек входил один из самых опытных российских космонавтов Сергей Крикалев.
За неделю пребывания на орбите команда Endeavour проделала огромную работу, совершив три выхода в космос и выполнив сложнейшую операцию по стыковке «Зари» и Unity. Управляя рукой-манипулятором корабля, им удалось с ювелирной точностью соединить российский и американский модули, заложив фундамент будущего космического дома. Первыми людьми, переступившими его порог на орбите, стали Кабана и Крикалев — они в буквальном смысле открывали станцию, подключая в ней оборудование и перетаскивая на ее борт грузы из шаттла.
С 2008 года Кабана возглавляет Центр космических полетов им. Кеннеди на мысе Канаверал в штате Флорида. Мне доводилось беседовать с ним о том путешествии, с которого началась сборка орбитального комплекса. «Это был феноменальный полет»,— вспоминал бывший астронавт. По его словам, когда были закончены все работы по стыковке, экипаж Endeavour смог, наконец, войти в МКС. «Мы с Сергеем Крикалевым сделали это одновременно, находясь рядом друг с другом,— рассказывал Кабана.— Нам было важно показать, что это наша общая станция, которая создается для международного экипажа. Это было понастоящему здорово».