В программу «Кинотавра» спустя 16 лет вернулся конкурс начинающих режиссеров

ОгонёкКультура

И снова «дебют»

10 июня в Сочи закрылся 29-й «Кинотавр» — главный, по мнению профессионалов, фестиваль, демонстрирующий и во многом определяющий тенденции отечественной кино-индустрии. В нынешнем году в его программу (спустя 16 лет) вернулся конкурс дебютных фильмов. Почему именно теперь?

Ольга Ципенюк

Кто приходит сегодня в киноиндустрию? На этот вопрос пытался ответить нынешний «Кинотавр». Фото Ирина Бужор

Лозунг «Кинотавра» — «Настоящее российское кино» — как нельзя более точно определяет его программу: перерабатывая, усваивая, а иногда решительно опровергая уроки прошлого, но неизменно глядя в будущее, российское кино живет сегодняшним днем. Молодые режиссеры всегда были в фокусе внимания «Кинотавра», но все же в этом году случилось событие знаковое: организаторы внесли изменения в программу фестиваля — в ней вновь появился конкурс дебютных фильмов. Александр Роднянский, президент ОРКФ «Кинотавр», объясняет это так: «Конкурс дебютов ”Кинотавра“ существовал с 1998 по 2002 год, тогда появились и были отмечены призами Лариса Садилова, Алексей Мурадов, Андрей Прошкин и многие другие… Но наш фестиваль всегда откликается на особенности времени: сегодня фильмов стало значительно больше, поток дебютов — признак десакрализации индустрии, где снять кино может почти каждый».

Кто приходит сегодня в индустрию? Как реагируют на вновь пришедших продюсеры, почему они готовы рисковать, вкладываясь в новичков? Что нужно дебютанту, чтобы фильм состоялся? Обо всем этом «Огонек» поговорил с участниками и гостями «Кинотавра-2018».

Чем вызван рост количества дебютов?

Федор Бондарчук, сопредседатель попечительского совета ОРКФ «Кинотавр»:

— При нынешнем инструментарии фильм можно создать и без профессиональной техники: Final Cut у тебя в телефоне, цветокоррекция — в телефоне, саунд-дизайн — в телефоне, камера 11 мега-пикселей с разными объективами, в принципе, тоже. У людей исчезли ограничения в голове, страшилки, что нужны декорации, большая студия звукозаписи, что иначе не получится коммуникация со зрителем или идею не поймут.

Наталья Мокрицкая, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Новые люди»:

— Важный фактор — регионы, откуда стали присылать фильмы. Там появились бюджеты, стало модно иметь своего режиссера. Ну что стоит местному отделу культуры дать на производство фильма 100–200 тысяч рублей — они могут себе это позволить. Я сейчас была в Туле: там поддерживают молодого режиссера, который послал фильм на «Кинотавр», в регионе этим гордятся. Быть включенными в кино-процесс стало престижно.

Александр Роднянский:

— География производства расширилась. Мы говорим о феномене якутского кино, фильмы приходят с Алтая, из Бурятии, из Татарстана, из Владивостока: кинематограф стал технически и финансово более доступен, а талантливые люди живут везде.

Кто сегодня приходит в режиссерскую профессию?

Валерий Тодоровский, режиссер, продюсер фильма «Ваш репетитор» — участника конкурса «Дебют»:

— Приходят, как и всегда, молодые амбициозные люди, которые мечтают снимать кино. Среди них есть талантливые и бездарные, графоманы и гении — последних, конечно же, меньше. Хорошая новость состоит в том, что охота на таланты в России ведется сейчас почти как в Голливуде. Если человек придумал что-то реально стоящее, его шансы снимать кино очень велики. Когда мне рассказывают, что толпы гениальных дебютантов не могут найти себе продюсера и финансирование, я не верю, разумеется. Если дебютант скажет: «Хочу снять фильм про покорение конкистадорами Америки», бюджета ему на это не дадут. Но если он захочет снять фильм про то, как мальчик в шестом классе полюбил девочку, если история будет пронзительная — поверьте, выстроится очередь людей, которые захотят дать ему денег. И то, что на «Кинотавре» решили сделать отдельный конкурс дебютов,— свидетельство роста нового поколения русского кино.

Федор Бондарчук:

— Стандартная биография — «еще в школе заинтересовался кино, потом поступил во ВГИК» — перестала быть типичной. Люди приходят из самых разных сфер. Мысль, энергия, необузданное желание прокричать или тихо прошептать свою историю — вот что важно. И «Кинотавр» это подтверждает, мы видим, сколько дебютантов выходит в большое кино именно оттуда. Помню, как подошел к режиссеру Грише Добрыгину после его первой короткометражки: «Слушайте, Гриша, давайте с вами обсудим…» А он мне: «Простите, я должен сначала ответить на несколько уже поступивших предложений». Вот так в течение нескольких минут после показа на него набросились продюсеры.

Какие из режиссерских дебютов вы считаете знаковыми?

Федор Бондарчук:

— «Лед» Олега Трофима. Он сам даже не понял, что произошло: «Почему меня все поздравляют?» — «Правда, не понимаете? Вы, дебютант, ворвались в десятку миллиардников, установили кассовый рекорд первого дня проката».— «В смысле?» — «Милый мой, дорогой! Как же хорошо, что вы об этом ничего не знаете».

Наталья Мокрицкая:

— Продюсером я стала во многом из-за Кирилла Серебренникова — фильм «Изображая жертву» был дебютом для нас обоих. В тот момент я ничего не понимала в производстве: киновед по образованию, работала и хорошо зарабатывала в крупном рекламном агентстве, жила спокойно. Кирилл был театральным режиссером, мы давно дружили, и мне хотелось, чтобы его признали в кино, хотелось доказать профессиональному сообществу, что Кирилл очень талантлив. Я пересмотрела его спектакли и решила, что «Изображая жертву» — вполне кинематографичная история. Государство денег не дало, сказали: «Сними, покажи, а мы посмотрим». Я одолжила 250 тысяч долларов, сегодня, конечно, побоялась бы, и мы сняли фильм. В итоге государство нас поддержало. Это был мой первый продюсерский опыт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мост наш!» «Мост наш!»

За «стройку века» заплатила не только казна, но и местные жители

Огонёк
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Мороз по коже Мороз по коже

Дарья Мороз ломает шаблоны и получает от этого кайф

Vogue
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Без сна Без сна

Инструкция к идеальной ночи

Men Today
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Не хочу, не буду! Не хочу, не буду!

Как отказаться от сладкого так, чтобы не сорваться уже через неделю

Лиза
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Открыть в приложении