«Государственное вмешательство — это вынужденная мера, а не цель развития»
В экспертной дискуссии относительно российских экономических перспектив неожиданно возник новый сюжет: на волне обсуждений пороков и несовершенств отечественного рынка, на котором все ощутимее доминирует госсектор, заговорили о призраке «нового Госплана». Неужели?
Правительство получило право устанавливать для госкомпаний и госучреждений квоту по закупке российских товаров и услуг, а также регламентировать их перечень. Одновременно генпрокурор России Игорь Краснов заявил, что намерен усилить контроль за госзакупками из-за массовых нарушений в данной сфере, основываясь на недавнем аудите Счетной палаты: выяснилось, что за последние пять лет удельный вес госзакупок вырос и уже составляет 31 процент от ВВП страны. То есть более трети денег в стране вращается в системе, далекой по своим принципам от понятия «рыночная», да еще и делающейставку на импорт. Если добавить к этому фиксируемый экспертами рост госсектора и общемировой тренд на построение «распределительной экономики», неудивительно, что в российских соцсетях возникла дискуссия о вероятности скорого появления… Госплана. «Огонек» поинтересовался у завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Экспертного института НИУ ВШЭ Владимира Бессонова, возможен ли возврат страны к плановой экономике?
— Владимир Аркадьевич, поддерживаете ли вы опасения ряда экспертов о том, что в России возможен возврат плановой экономики?
— Нет. Мы в целом уже построили рыночную экономику. Заложены ее основы, развиваются институты. Никаких предпосылок того, чтобы эта система вернулась на 30 с лишним лет назад и превратилась в плановую экономику советского типа, я не вижу.
— Значит, рост объемов госсектора, увеличение доли госзакупок, уже составляющей, если верить Счетной палате, более трети от отечественного ВВП, вас не смущает?
— Российские предприятия всех форм собственности работают в рыночной среде, в условиях рыночного ценообразования, свободной конкуренции и т. д. То есть форма собственности — государственная или частная — не отменяет законов рынка, в соответствии с которыми функционируют компании.
— С рыночным ценообразованием и с конкуренцией в секторе госзакупок как раз все не слишком хорошо,как о том свидетельствует, например, десятилетнее исследование этой системы, проведенное НИУ ВШЭ. И если в столь значимом секторе рыночные механизмы де-факто не действуют, то, может, они сбоят и в других местах?
— Проблемы в сфере госзакупок имеются не только в нашей стране. Попытки ограничить коррупцию в этой сфере у нас и за рубежом часто приводят к созданию громоздких и не вполне эффективных процедур. Но это не значит, что происходит переход к плановой экономике, как не означает и того, что в других секторах экономики конкуренция ограниченна.
— Проблема в том, что крупные компании присутствуют не только в добывающем секторе и довольно изрядная часть таких гигантов — госкорпорации (Росатом, Роснано, Ростехи т. д.). Они производят высокотехнологичную продукцию, аккумулируют большие объемы рабочей силы и госсредств. В управлении ими присутствуют элементы плановой экономики...
— Именно, что элементы. «Плановость» присутствует и в управлении аналогичными по масштабам частными корпорациями. Давайте вспомним о таких гигантах индустрии, как Boeing и его европейский конкурент Airbus. Наличие долгосрочного плана развития той или иной компании или даже сектора не является плановой экономикой. Мы уже 30 лет как в рынке со всеми вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями. Но три десятка лет — это не всегда достаточно для того, чтобы частные компании смогли составить равную конкуренцию государственным гигантам по всем направлениям. Россия наделена огромными природными ресурсами, поэтому в обозримой перспективе она неизбежно будет иметь масштабный добывающий сектор и высокую долю сырья и продукции первых переделов в структуре экспорта. Соответственно возникает ряд специфических вопросов, таких как изъятие природной ренты, что порой приводит к государственному вмешательству. Но это вынужденная мера, а никак не цель развития. Заметьте: там, где частный капитал справляется, огосударствления бизнеса не происходит. Например, в сфере предоставления услуг мобильной связи или интернета. Хотя технологии там тоже весьма и весьма продвинутые.