Общество / Тема номера
Этот смартфон напротив!
Миллионы россиян в поисках своей половины вовсю используют Интернет, регистрация на сайтах знакомств давно уже не признак отчаяния, а приложение для скоростных знакомств есть в телефоне каждого продвинутого пользователя, пребывающего в активном поиске. Эти данные подтверждает ВЦИОМ: 22 процента россиян хоть раз пользовались сайтами знакомств, а 7 процентов пользуются ими регулярно, что дает ежемесячную аудиторию в 11 млн. Кого наши граждане ищут в сети, почему именно в ней и что в результате находят, выяснял «Огонек»
– Сейчас, в век быстрого интернета, мужчины разучились знакомиться на улице,— сетует Яна Кубаева (в блогосфере «Morena Morana»).—Я прекрасно помню этот ритуал. Девушки кружили стайками по улицам, надев все лучшее сразу, а их догоняли пацаны: «Девушка, а девушка! А можно с вами…» И сразу было видно, кто чего стоит. Видно, сколько в городе девушек с модельной внешностью — все они наперечет. Видно, сколько принцев. Оценишь себя неадекватно, задерешь планку — сиди в одиночестве. Хочешь красотку, а сам так себе? Получай отлуп, за словом в карман не полезут... А потом все изменилось. Интернет всех испортил. Дал иллюзию вечного выбора. Вживую знакомятся мало и неохотно. Все больше по интернетам. Там завышенные требования предъявить не страшно.
«Короли неликвида»
Яна убеждена: это «неликвидные особи» оккупировали российские сайты знакомств, ведь заботливые программы подбирают им самые шикарные варианты. И хотя до чего-то серьезного дело, скорее всего, не дойдет, зато можно выбирать, смаковать, повышая самооценку, надеяться… «Таким образом, особи, которых раньше выбраковывали в процессе знакомства, стали королями интернета».
На многочисленный «неликвид» без конца жалуются и те, кто себя считает завидными женихами и невестами. В самой крупной сети русскоязычных сайтов знакомств Mamba.ru зарегистрировано около 25 млн пользователей, но складывается ощущение, что все эти люди с утра до вечера усиленно от знакомств отбиваются. Почти на каждой страничке вывешены строгие предупреждения — кому вход воспрещен.
«Женщины-толстушки, пожалуйста, адекватно оценивайте себя! — возмущается довольно упитанный гражданин.— Если я в своей анкете указал, что мне нравятся стройные, а вы весите более 65 килограммов, не подмигивайте мне, не оставляйте комментарии и не присылайте комплименты. Ну сколько можно-то! Вы что, не понимаете по-русски? Не тратьте свое и мое время!»
Другой, 52-летний, тоже не сдерживает эмоций: «Ищу молодую, красивую девушку. Старухи за 40, не беспокойте меня, я вас презираю». Оказывается, презирает он «старух» за настойчивость: слишком, мол, часто пишут. Пока он, разведенный менеджер по продажам, ждет кого-то вроде «Мисс мира», к нему лезут эти сорокалетние, уверенные, что мужчина за пятьдесят им вполне подходит.
За отдельную плату, впрочем, на ресурсе можно установить фильтр входящих сообщений, например, не принимать послания от лиц старше или младше определенного возраста. Но граждане явно не прочь отфильтровать еще кого-нибудь, судя по их статусам: «Да, я женат. И хватит спрашивать, не стыдно ли мне!», «Если ты не поставил запятую в обращении, нам не по пути, неуч», «Девушки, хватит фотошопить фотки! Семь свиданий за неделю — ни одну не узнал», «Пожалуйста, пожалуйста, с предложениями о прелюбодеянии ко мне не обращаться. Таким образом вы только портите мне настроение. Сжальтесь!», «Отвечаю на самый популярный вопрос: да, я действительно вяжу и очень люблю этим заниматься. Но меня не надо просить связать вам шарф или свитер, что за идиотизм!».
Толерантности на этом ресурсе мало. Даже вполне интеллигентные на вид люди озлобленно выдают что-то вроде: «Попрошу всяких там турков мне не писать». «А как иначе защититься от мужичков, которые в обычной жизни ко мне даже не рискнут подойти?» — возмущается 34-летняя москвичка Анна, архитектор, владелица шикарного загородного дома, который, судя по комментариям к фото, возбуждает женихов едва ли не больше самой владелицы.
Анна показывает сообщения, которые получила за последнюю неделю: «Привет мормеладка», «Если мой возрость подходит вам? Пишите побешайемься», «Познокомимся? Сам я с Тамбова», «Ищу атношения на долгой аснове», «Почиму ви сирозно чиво сулчлс?», «С ни русски будишь Как начот грузину», «Ищю женщину своей мичты», «Самной не скучна». Неудивительно, что после сотни таких сообщений архитектор все же заскучала и в графе «Кого я ищу» написала: «Меня совершенно не интересуют женатые мужчины, мужчины значительно моложе меня, лица кавказской национальности. Я за равновесие: женатые — к замужним, пионеры — к пионеркам, кавалеры кавказской национальности — к дамам кавказской национальности! Я хочу и надеюсь встретить мужчину, с которым случится совпадение по всем жизненно важным позициям, как пазлы. Система ценностей, культура, темперамент, опыт, уклад жизни... Уважаемые охранники, водители, гастарбайтеры и разнорабочие всех видов и мастей. Не пишите мне. Я искренне ценю ваш труд, но давайте задумаемся о смысле и значении слова ”соответствие“. Спасибо за понимание!»
И хотя Анна предупреждает, что письма кавказцев и разнорабочих удаляет, не читая, они все равно продолжают ей исправно писать. По той же причине, которая движет всеми остальными: а вдруг!
«Молодая, озорная, поворотливая»
На знакомства, тем более виртуальные, наши люди не так уж охотно тратят деньги: а вдруг дело и не выгорит? Это мировой объем рынка интернет-знакомств, как подсчитали в компании digital-технологий Social Discovery Ventures, к концу 2016 года приблизится к 5 млрд долларов и будет расширяться на 9 процентов в год. А вот объем российского рынка онлайн-знакомств оценен гораздо скромнее — всего-то в 50 млн долларов. Хотя, по данным ВЦИОМа, 22 процента россиян хоть раз пользовались сайтами знакомств, а 7 процентов сидят там почти безвылазно, россияне реже покупают вип-статусы и скупо одаривают своих избранников виртуальными подарками. «Основная региональная особенность в работе приложений знакомств в России — низкий процент платящих пользователей. Жители нашей страны намного реже приобретают дополнительные услуги, чем, например, граждане США, хотя больше, чем жители Вьетнама»,— констатирует Игорь Зуев, директор департамента мобильных решений агентства интернет-маркетинга Kokoc Group.
Наши предпочитают брать харизмой. Во-первых, фото. Самые активные барышни фотографируются в купальниках — чтобы сразу уже все было ясно. Мужчины любят позировать с трофеями: кто рыбину окровавленную в кадр сует, кто куропатку со свернутой шеей, а кто и двух девушек-моделей где-то на презентации умудрился за талии подержать, ими и хвастается перед потенциальными невестами. Один пользователь от жадности сфоткался с ружьем в одной руке, с только что выловленным карпом — в другой, а на заднем плане захватил еще и девушку, загорающую на берегу реки.