Никита Волков
Ученик Юрия Бутусова Никита Волков постучался в наши петербургские двери и сердечки задолго до роли успешного архитектора с урбанистическим именем Сергея Градского — российского Серкана Болата. Мы следили за выходом Никиты из сумрака в фэнтези «Черновик» по мотивам романа Сергея Лукьяненко, перевоспитанием в роли футболиста-мажора, вынужденного тренировать команду андердогов, в «Трудных подростках» и виртуозным перевоплощением в ослепшего дзюдоиста в снятом квазидокументальной камерой байопике «Крецул».
В российской версии турецкого хита — сериале «Постучись в мою дверь в Москве» (всем смотреть на ТНТ!) — Волков переосмысляет образ урбаниста-нарцисса. Его Градский цитирует Цветаеву и дружит с реальным дизайнером ламп-арт-объектов Джозефин Эклунд, он интеллектуальнее и жестче стамбульского прототипа, но тем вернее в итоге обнажает под маской самоуверенной маскулинности ранимость и нежность.
При этом мы уверены, что «Постучись в мою дверь» стоило бы все-таки снять и в Петербурге — здесь целые поля нарциссов и благодатная почва для архитекторских амбиций. Сделали вместе с Никитой драфт: провели урбанистическое исследование состояния Апраксина двора и помечтали о Петербурге будущего в «Студии 44» Никиты Явейна — главном архбюро города (спасибо, что разрешили сфотографироваться в кабинете Никиты Игоревича, автора реконструкции Главного штаба и, между прочим, концепции ревитализации Апраксина и Щукина дворов!).
Как важно быть нарциссом (если речь о требовательности к себе!)
Никита, ты сыграл протагониста в российской адаптации «Постучись в мою дверь в Москве» — архитектора-бизнесмена и сердцееда Сергея Градского. И твой герой — адская смесь нарцисса с эгоистом. Примерно то же самое можно сказать и про другую твою роль из А-листа: тренера Антона Ковалева из «Трудных подростков». Это что, тенденция?
Должен сказать, нарциссизм этих героев отличается по природе: все-таки в основе этой особенности психики у каждого человека лежит свое психологическое потрясение или травма. Например, Ковалев заточен исключительно на индивидуальные награды, выражаясь футбольным языком. Он не командный игрок. Арка Ковалева — вновь почувствовать любовь сообщества, уважение к своей персоне. И как раз через этих трудных подростков он становится нужным. Им нужным.
И зрителям тоже. У сериала на протяжении пяти лет неизменно высокие рейтинги.
Мне кажется, успех «Трудных подростков» связан с тем, что они появились в нужное время, когда на киношном поле не было ничего подобного. Темы, которые там затронуты, и то, каким прямолинейным и доступным языком они рассказаны, — такого давно не было.
Про Ковалева разобрались. А что насчет Градского?
Сергей — совсем иной тип нарциссизма. Он руководитель огромной компании: архитектурного бюро. У него за плечами династия, строгий отец — давление, под которым он ежедневно существует. Градский-младший — перфекционист, в отличие от Ковалева. Он лидер и не может позволить себе допустить ошибку. А если она все же произошла, то методы по ее устранению у Градского будут намного гуманнее, чем у Ковалева. При этом оба эти персонажа — со своими психологическими травмами: у Сергея гиперопека матери и семейная трагедия, которая повлекла за собой нелюбовь отца, у Антона — детдом, медные трубы и тюрьма. Градский — холодный, даже ледяной. Ковалев — горячий раздолбай. Оба нарциссы, но с добрым сердцем.
Никита, а ты сам нарцисс?
Нет. Я не тщеславен, не эгоист, не самовлюбленный. Требовательный — да, но только в тех вопросах, в которых сам ответственен.
Почему Никита не смотрел турецкую версию «Постучись в мою дверь»
Пока готовилась к встрече, прочла, что ты принципиально не знакомился с турецким первоисточником.
Да, все верно. Я специально не смотрел оригинальную версию, чтобы во время съемок у меня не было перед глазами чужого образа и чужой актерской работы. К слову сказать, отличной. Потом уже, когда я утвердился в своем Сергее Градском, то, конечно, посмотрел несколько серий. И был приятно удивлен, поскольку наши версии персонажей совершенно разные. Да и признаться, было бы стремно просто скопировать актерские находки из оригинала. Какой в этом прикол?
Если не турецкий первоисточник, то какие у тебя были референсы?
Я прочитал сценарий и сказал себе: «Включи голову и делай свое». Референсы возникали, но я их ни с кем не обсуждал и не обсуждаю. Это все же моя кухня, и я не хочу никого в нее пускать. Роль Градского, как и любая другая — лицедейство и фантазия. Ты вспоминаешь примеры из жизни: друзей, педагогов и режиссеров, случайных знакомых. И шаг за шагом выкристаллизовывается герой.
В чем ключевые отличия Болата от Градского с психологической точки зрения?
Знаю, что есть распространенное мнение, что Серкан — абьюзер, тиран, ужасный человек, робот. А я посмотрел — и не понял, о чем речь. Окружающие Серкана герои дают ему такую серьезную характеристику, которой его персонаж не соответствует. Такой он добряк! Керем Бюрсин (исполнитель роли Серкана Болата в турецком оригинале. —