«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля
Шайба на центральном тоннеле, с пиктограммами разных режимов движения, в последнее время стала привычным атрибутом любого внедорожника.
Иногда это не шайба, а набор кнопок или меню на сенсорной панели, но смысл от этого не меняется – набор режимов движения, для разных покрытий и грунтов, заранее подобран инженерами и упакован в красивое название, наподобие знаменитого лендроверовского Terrain Response. Он действительно заметно меняет поведение машины, и сегодня мы попробуем разобраться, зачем эти режимы нужны и как они работают. Прежде всего, это чисто электронная система, включающая подсистемы управления мотором, коробкой передач, раздаточной коробкой, задним дифференциалом, подвеской и тормозами (в аспекте противобуксовочной). То есть буквально всеми компонентами, отвечающими за передвижение внедорожника. К примеру, управление двигателем меняет работу дроссельной заслонки, делая его реакции на бездорожье не таким резким, как на асфальте. Сделано это для контроля крутящего момента, чтобы, например, на льду машина не начала бешено буксовать колёсами с первых же сантиметров, даже если вы топните по педали газа изо всех сил. В то же время, при движении по камням нарастание момента будет более стремительным и результативным, потому что здесь сцепление лучше и часто требуется максимальная отдача мотора. Коробка тоже меняет алгоритм переключений передач, делая каждую из них более длинной, растянутой. Это помогает легче преодолевать препятствия, используя крутящий момент мотора по полной, а также облегчает контроль тяги водителем.