Одиночество как табу: почему фильм «Эмили» отказывает своей героине в независимости
17 ноября в российский прокат выходит картина Фрэнсис О’Коннор об авторе «Грозового перевала» Эмили Бронте. Forbes Woman пытается понять, почему создателям фильма так хочется найти в ее биографии хотя бы одну сердечную привязанность — хотя она остается прекрасной писательницей и будучи одинокой женщиной
Эмили — самая загадочная из трех сестер Бронте. Критик Клемент Шортер называл ее «сфинксом» британской литературы. В отличие от ее сестры Шарлотты, оставившей после себя большое количество писем и дневников, об Эмили известно немного. Для литературоведов по сей день остается загадкой, как молодая женщина, скончавшаяся в возрасте 30 лет, смогла написать один из самых странных, заряженных ненавистью и ревностью романов в истории мировой литературы. Большинство исследователей предполагают, что писательница вдохновлялась собственным опытом. Тем же предположением руководствуется и режиссер новой биографической драмы «Эмили» Фрэнсис О’Коннор. Однако вопрос, где именно подсмотрела своих будущих персонажей писательница, которая общалась только с родственниками и практически всю жизнь прожила в родительском доме, остается нерешенным.
Сценаристка и режиссер фильма — Френсис О’Коннор — австралийская актриса, ставшая популярной в конце 1990-х и начале 2000-х благодаря ролям в исторической комедии «Мэнсфилд парк», драме «Мадам Бовари» и фантастическом фильме Стивена Спилберга «Искусственный интеллект». «Эмили» — режиссерский дебют О’Коннор. Она не отступает от общепринятого канона и рисует Эмили как нелюдимую, диковатую фантазерку в исполнении звезды «Сексуального просвещения» Эммы Маккей. Автор «Грозового перевала» любит бывать на природе, сторонится незнакомых людей и общается исключительно со своими сестрами — легкой на подъем младшей Анной и серьезной и амбициозной Шарлоттой, которой не совсем по нраву странности ее сестры.
Покой сестер нарушается викарием (приходским священником) Уильямом Уэйтманом, которого играет Оливер Джексон-Коэн. Красивый и обходительный Уэйтман становится помощником в приходе их строгого отца Патрика Бронте и быстро завоевывает внимание всех девушек в округе. Анна и Шарлотта сразу очаровываются им, а вот Эмили не так падка на внешний лоск. Хотя после того, как отец поручает Уэйтману научить его среднюю дочь французскому языку, сердце девушки постепенно начинает оттаивать.
А был ли викарий?
Уильям Уэйтман действительно существовал в реальной жизни. Он прослужил в Йоркшире, где жили Бронте, недолгих три года, пока внезапно не умер от холеры. Уэйтман единственный, кому удалось заслужить доверие отца Бронте, у которого, судя по всему, не складывались отношения со своими помощниками. Его недоверие к ним только возросло, когда один из них попросил руки Шарлотты. Уэйтман же, наоборот, стал с ним очень близок, впрочем, как и с его дочерями. Молодой викарий был очень привлекателен — этому есть подтверждение в виде наброска Шарлотты — и пользовался уважением среди прихожан. После смерти Уэйтмана в Йоркшире была установлена памятная доска с благодарностью за его труд, которая сохранилась до наших дней.