Блондинка без прикрас: за что все так ненавидят фильм про Мэрилин Монро
Один из самых ожидаемых фильмов года одновременно умудрился получить овации на Венецианском кинофестивале и ужасные зрительские отзывы. Что же такого в новом байопике о жизни Мэрилин Монро, почему он заставил дрожать от гнева самых искушенных критиков?
Байопики в целом жанр довольно опасный: с одной стороны, они, конечно, часто ведут к «Оскару», с другой - по очень скользкой дорожке. Ведь когда вы снимаете кино об известной персоне, вы всегда рискуете - созданный образ будет конфликтовать с тем, что уже существует в сознании у миллионов людей. И малейшее несовпадение здесь фатально, любой фанат будет кричать о том, что все было не так, и не эдак, и не с той стороны. Что сценарист/режиссер недостаточно изучил материал, ну или изучил, но нет так, не видел фильмов с героем/не читал книг, будет обвинять его в однобокости и отсутствии воображения и эмпатии. Ну и во все смертных грехах заодно, почему бы и нет, раз уж покусился на святое, огребай по полной программе, в следующий раз не будешь трогать своими грязными ручками иконы. Все это произошло с Эндрю Домиником, сценаристом и режиссером «Блондинки». «Учитывая все те унижения и ужасы, которые Мэрилин Монро пережила за свои 36 лет, можно с облегчением сказать, что ей не пришлось страдать от пошлостей "Блондинки", последнего некрофильского развлечения, эксплуатирующего ее», - написала кинокритик The New York Times Манола Даргис. Ну и это, кстати, еще не самое обидное.
Что там с фильмом?
На самом деле фильм не появился из ниоткуда, «Блондинка» основана на довольно увесистом романе Джойс Кэрол Оутс 2000 года, который тоже изрядно критиковали, но все же не так сильно, как кино. Оутс в романе мешает факты со своими фантазиями и предположениями, и честно предупреждает об этом в начале книги. О себе ли она пишет, о Мэрилин, об Америке 20-го века (ведь Монро вполне можно назвать ее символом), не очень понятно, скорее всего обо всем сразу. Ну а Эндрю Доминик пошел еще дальше, сократив фэнтэзийную книгу до набора сцен, в которых камера постоянно находится очень близко к героине, а иногда и вовсе внутри ее. Мэрилин была настоящей американской мечтой, девушкой с пинап картинок, сексуальной и талантливой, а фильм Эндрю Доминика разрушает этот миф, эту красивейшую картинку, вообще идею об идеальной блондинке. Фильм не показывает Мэрилин-легенду, ну может несколько раз, обрывочно, и потом сразу уходит к главному - к ее