Бедная «Блондинка»: почему фильм о Мэрилин Монро «оскорбляет память актрисы»
В конце сентября на Netflix вышел фильм «Блондинка» с Аной де Армас в роли Мэрилин Монро. Формально это биография известной актрисы, на деле — мрачная фантазия о темной стороне киноиндустрии. Разбираемся, чем фильм возмутил поклонников актрисы и почему даже спустя 60 лет после смерти она остается иконой кино
Экранизации жизни той или иной известной личности часто вызывают волну возмущения общественности — так случилось и с фильмом «Блондинка». Фильм Эндрю Доминика о Мэрилин Монро уже успели назвать оскорблением памяти американской актрисы. Монро — икона американского кино, первая мировая мегазвезда, чьи фильмы в совокупности собрали более $200 млн (около $2 млрд в пересчете на наши дни). Монро — воплощение гламура, взрывной сексуальности, по сей день будоражащая умы. Можно по-разному относиться к ее талантам и наследию, но даже Билли Уайлдер, промучившись с ней на съемках «В джазе только девушки», признавал, что никто не мог достигнуть орбиты, на которой находилась Монро. По сравнению с ней все были слишком приземленными.
Бесконечные поиски истины
С личностями такой величины всегда сложно докопаться до правды. О жизни Нормы Джин Бейкер написано бесчисленное количество книг. Причем не только теми, кто был хорошо с ней знаком, или профессиональными биографами. Даже несколько дней съемок с участием актрисы могли стать источником для мемуаров. Вокруг Монро сложилось такое количество мифов и даже конспирологических теорий, что уже при жизни они заслонили живого человека. После смерти актриса и вовсе превратилась чуть ли не в святую.
Попытки неконвенционально посмотреть на жизнь великих публика не любит. В прошлом году этот трюк пытался провернуть чилиец Пабло Ларраин с фильмом «Спенсер» о еще одной великой женщине, принцессе Диане. Картина настолько взбесила аудиторию и профессионалов, что Гильдия киноактеров полностью проигнорировала работу Кристен Стюарт, сыгравшей главную роль, и не включила ее в список номинантов на свою премию. Ситуацию немного сгладила номинация на «Оскар», — единственная для этой картины. Об ушедших, как известно, можно говорить либо хорошо, либо никак, и любое отклонение от этого канона воспринимается людьми как личное оскорбление.
«Блондинка» не попадает в разряд классических байопиков «жила-творила-страдала-умерла» и вообще мало интересуется фактами из жизни актрисы. Фильм Доминика — лихорадочное нелинейное повествование, полное образов, видений, галлюцинаций и воспоминаний. Картина начинается с детства Нормы Джин, ее недолгого пребывания с матерью, а затем в приюте. Потом резко перескакивает в начало актерской карьеры. Несмотря на внушительные 2 часа 46 минут экранного времени, фильм лишь бегло проходится по вехам биографии Монро, сосредоточиваясь не на том, чтó происходило, а на том, как, — и что при этом чувствовала героиня.