Григорий Ревзин о том, в чем магия «говорящей архитектуры»

WeekendКультура

Слово, которое стало зданием

Григорий Ревзин о том, в чем магия «говорящей архитектуры»

Клод-Никола Леду. «Вид города Шо», XVIII век

Если предложить историкам архитектуры рейтинговое голосование за самую яркую утопию, город Шо Клода-Никола Леду, вероятно, окажется на одной из первых позиций. В этом есть неловкость перед утопистами других профессий. Ни ясной философской системой, ни отчетливой социальной позицией Леду не обладал. Он отчасти похож на Пиранези (который на него сильно повлиял) в том смысле, что проекты красивы, но строить по ним — утопия. Однако он даже не то что не так пленителен, как Пиранези, но стремится не к красоте, а чему-то другому, очень утверждающему, но ускользающему от определения, что утверждается. Объяснить, в чем суть утопии, очень трудно.

Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.

Подозреваю, что великим утопистом Леду сделал Эмиль Кауфманн посредством двух точных интеллектуальных ударов. Первым была его изданная в 1932 году в Вене книга «От Леду до Ле Корбюзье». Здесь простая геометрия некоторых проектов Леду оказалась предшественницей авангарда. После аншлюса Австрии Кауфманн эмигрировал в Америку и в 1952-м в Филадельфии издал книгу «Три архитектора Революции». Это был второй точный ход. Леду (вместе с Этьеном-Луи Булле и Жан-Жаком Лекё) стал архитектурным выражением Великой французской революции, а это утопия высшего разряда.

Леду в этой троице выделяется тем, что в его наследии есть идеальный город — город Шо,— а это пусть не равно утопии, но очень близко к ней, и это, по-видимому, первый в истории индустриальный город, что открывает путь в Новейшее время. Вместе три идеи — город рабочих, город революции и протогород Ле Корбюзье — создали из Леду архитектора ХХ века, который жил в XVIII, и поскольку подсознательной целью любой утопии является победа над временем, Леду стал ее классиком. Это, конечно, классическое модернизаторство. Но чего не сделаешь ради прославления любимого архитектора, а Кауфманн сделал это талантливо.

Утопию Леду, однако, можно рассмотреть в менее масштабной перспективе. Город Шо он проектирует в два этапа. Первый (1773–1778) — это частично реализованный проект соляного прииска и солеварни в местечке Арк-э-Сенан (по названиям двух располагавшихся тут деревень), недалеко от Безансона. Леду создал его как «комиссар солеварен Лотарингии и Франш-Конте» и «королевский архитектор» — производство соли было государственным делом. Второй этап — это визионерский проект, который он начал создавать после революции, в заключении (1794–1795) в ожидании гильотины, и продолжил позднее, оставшись живым и свободным, но без работы. Соответственно его проблема — превращение реального проекта в утопический, хотя сам он это так не формулирует, излагая дело так, будто это был единый замысел с самого начала.

Реальный город Шо построен в форме полуовала, подковы, в которой в «стяжке» располагались пропилеи, помещения охраны, административные помещения и тюрьма, в полукруглой части — жилье для рабочих, а внутри — дом управляющего прииском и фабрика по выпариванию соли. Леду начинает превращение города из реального в идеальный с того, что достраивает полуовал до овала. Это измененный круглый «идеальный город» Ренессанса. Объяснение следующее: «эта форма чиста, как та, что описывает Солнце». Напомню открытие Иоанна Кеплера: орбиты вращения небесных тел — это не круги, а овалы. Смысл тот же, что у Кампанеллы: соотнесение города с Солнцем — но форма солярного символа уточнена в соответствии со свежими научными разработками. До Лапласа в этом отклонении от правильного круга видели вмешательство божественной силы, так что тема кеплеровых орбит была в моде не только в физическом, но и метафизическом смысле.

Город дополнен новыми функциями. Появляются социальные сооружения — церковь, школа (воспитательный дом), госпиталь, приют, гостиница, термы, гимнасиум (спортивный зал) и колумбарий. Соляной завод дополнен литейным (льют пушки), рынком и биржей. Появляются и сооружения с досуговой функцией — казино, дом развлечений и охотничий дом (рядом лес Шо). Кроме этого, Леду дополняет город эмблематическими сооружениями, само появление которых отчасти объясняется его скепсисом в отношении скульптуры: их естественнее себе представить в виде статуй, чем зданий, но не тут-то было. Это Дом страсти (Oikema, предназначен для воспитания молодежи, тут предложен проход через комнаты пороков к залу Гименея), Дом любви к ближним (Panareteon), Дом справедливости (Pacifere, тут зачитываются гражданские проповеди о нравственности и законопослушности), Дом единения (Maison d’union, нечто вроде Дома профсоюзов — люди собираются по профессиям, каждой дана отдельная зала). Ну и, кроме того, Леду заполняет город большим количеством домов представителей разных профессий — лесоруба, плотника, финансиста, торговца, инженера, писателя, бондаря, приказчика, водопроводчика («смотрителя источников»), художника, торговца, портного, лесника, садовника, шахтера, фермера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Власть безумия и безумие власти Власть безумия и безумие власти

Русское юродство как сюрреализм до сюрреализма

Weekend
Как удалить приложение с айфона: 3 способа Как удалить приложение с айфона: 3 способа

Как удалить приложение с айфона, если оно скрыто в библиотеке

CHIP
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

В каких случаях не нужно бояться холестерина

Лиза
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Как пройти психологический онлайн-марафон и не навредить себе: 4 правила Как пройти психологический онлайн-марафон и не навредить себе: 4 правила

Могут ли быть полезными марафоны по психологии?

Psychologies
Как самому выбрать гитару и не ошибиться? Подсказка Как самому выбрать гитару и не ошибиться? Подсказка

Гитара — сложное произведение искусства и науки. Что нужно знать перед покупкой?

ТехИнсайдер
Как разные жанры кино влияют на работу мозга Как разные жанры кино влияют на работу мозга

Любители фильмов ужасов должны реже болеть

Maxim
Принуждение к смеху Принуждение к смеху

Чем солидней автор, тем отчаянней ему нужна возможность переключиться

Weekend
Любовь лечит или калечит? Почему мы причиняет боль тем, кого любим Любовь лечит или калечит? Почему мы причиняет боль тем, кого любим

Мнение о том, что любовь причиняет страдания, это, к сожалению, факт

ТехИнсайдер
Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому

Почему чек-апы так важны, особенно при онкологических заболеваниях крови?

Psychologies
5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать 5 популярных психологических советов, которые можно смело игнорировать

Могут ли психологические советы устаревать?

Psychologies
Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБК
Шить, чтобы жить Шить, чтобы жить

История 84-летней вышивальщицы с деменцией Юлии Алёшичевой

Новый очаг
Как изменились актеры сериала Как изменились актеры сериала

Как изменились главные актеры популярного российского сериала «Кухня»?

VOICE
Древние акведуки приспособят для борьбы с климатическими проблемами Древние акведуки приспособят для борьбы с климатическими проблемами

Как многовековая инфраструктура может помочь бороться с опасными волнами жары

ТехИнсайдер
Бада-бум обетованный Бада-бум обетованный

«Пятый элемент» Люка Бессона: утопия, которую мы потеряли

Weekend
Затерянный мир Затерянный мир

Хроника мира без людей Ксении Хаунд

Men Today
Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

По умению с носить сапоги и за накручивать портянки нашему народу не было равных

Maxim
Неслучайная случайность Неслучайная случайность

Знаменитый кутюрье Игорь Чапурин умеет удивлять и других, и самого себя

OK!
Выбросить нельзя использовать Выбросить нельзя использовать

Как снизить объемы уничтожения просроченных продуктов питания

Агроинвестор
Синдром «блестящего объекта»: когда переключаться на новые задачи — вредно Синдром «блестящего объекта»: когда переключаться на новые задачи — вредно

Как понять, что у вас синдром «блестящего объекта»

Psychologies
5 древнейших цивилизаций, которые загадочно исчезли: от майя до скандинавских поселенцев 5 древнейших цивилизаций, которые загадочно исчезли: от майя до скандинавских поселенцев

Перед вами цивилизации, которые оставили археологам массу загадок

ТехИнсайдер
4 признака того, что мозг стареет раньше тебя 4 признака того, что мозг стареет раньше тебя

Можно ли заметить, что мозг торопится стареть, и можно ли это исправить?

Лиза
Ложь, на место Ложь, на место

Мы живем в мире, отравленном ложью

Men Today
Физически сильные мира сего Физически сильные мира сего

Возможен ли баланс спорта, жизни и работы на руководящей должности?

Men Today
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Страшная деревенская история от Марьяны Романовой

VOICE
Третий возраст: как отели встречают пожилых постояльцев Третий возраст: как отели встречают пожилых постояльцев

Курьезные случаи из истории отеля, связанные с размещением особенных гостей

Правила жизни
В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти

Нужно ли искать свой смысл жизни?

Psychologies
«Ты ведьма, высосала мои творческие силы»: история одного абьюзивного союза «Ты ведьма, высосала мои творческие силы»: история одного абьюзивного союза

Отрывок из книги «Но человека человек» — четыре повести с несчастливым концом

Forbes
Открыть в приложении