Обозрение армии и флотаОбщество
Турецкий экспорт вооружений
Состояние и перспективы развития
ВООРУЖЕНИЯ и военная техника Турецкой Республики вышли на экспорт еще в 1998 году, однако ни технологические решения, ни объем производства не могли составить тогда конкуренции глобальным игрокам. Правящая Партия справедливости и развития, пришедшая к власти в 2002 году, начала активно наращивать военные расходы и средства на НИОКР, благодаря чему ситуация существенным образом изменилась.
Эффективность турецких технологий, продемонстрированная всему миру в Сирии, Ливии и Азербайджане, спровоцировала настоящий бум экспортных контрактов. В 2022 году, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Турция увеличила свою долю до 1,1% от мирового экспорта вооружений и военной техники. При этом стремительный рост наблюдается последние пять лет – прирост экспорта составил 69%, что уступает лишь данным по Бельгии и Польше. Успехи турецкой оборонной промышленности позволили ей сократить импорт вооружений почти вдвое.
В 2022 году география турецкого экспорта вооружений существенно расширилась: список заказчиков пополнили Албания, Алжир, Джибути, Кувейт, Мали, Северная Македония и Румыния. В 2023 году турецкие образцы достигли Латинской Америки – 20 БТР Cobra II были переданы вооруженным силам Эквадора.
В июле 2023 года на открытии международной выставки оборонной промышленности в Стамбуле президент Р.Т. Эрдоган объявил цель по продажам вооружений в 6 млрд. долл. Планка вполне реальная для турецких производителей, с учетом того, что стоимость недавно заключенного соглашения с Саудовской Аравией превышает 3 млрд. долл. В своем предвыборном манифесте правящая партия и вовсе заявила о намерении достичь показателя экспорта в 15 млрд. долл. до 2028 года.
Развитие оборонно‑промышленного комплекса составляет неотъемлемую часть имиджа правящей партии. Цель правящих элит – превратить Турцию из средней державы в «центральное государство» – требовала достижения так называемой стратегической автономии, в том числе и в оборонной промышленности. В ходе предвыборной кампании Партия справедливости и развития делала ставку в том числе и на представление достижений оборонной промышленности как успеха своей политики, что, по оценкам аналитиков, должно было помочь получить 2‑4% дополнительных голосов. По данным опроса независимого агентства Areda, около 72% респондентов удовлетворены результатами развития оборонно‑промышленного комплекса. В то же время 58% опрошенных опасались, что развитие в этой сфере может замедлиться при смене власти. Родственные связи самого известного производителя турецких беспилотников с президентом – ни для кого не секрет.
Второй эшелон
Турцию принято считать производителем второго эшелона. В отличие от производителей первой группы (США, Россия, Франция, КНР), Турция производит ограниченное количество образцов военной техники, используя уже имеющиеся разработки лидеров. Это позволяет не только конкурировать по соотношению «цена‑качество», но также адаптировать продукцию под нужды заказчика. Помимо этого, производство техники и ее поставки занимают значительно меньше времени и связаны с меньшим количеством политических условий, какие могут выдвигать передовые производители. Турецкие разработчики также получают выгоду от совместного производства с потенциальными потребителями, поскольку сокращают таким образом собственные расходы.
Дроны, бесспорно, стали «визитной карточкой» турецкого ОПК, однако ими турецкий военно‑промышленный комплекс не ограничивается. Свою эффективность и востребованность еще задолго до их «минуты славы» – Второй Карабахской войны – доказали также легкая бронетехника, зенитные установки, электронные и прицельные системы, системы коммуникации и боеприпасы.
В 2022 году, по данным Турецкой ассоциации производителей оборонной и аэрокосмической промышленности, 26% экспорта пришлось на наземные/сухопутные платформы, а 21,67% – на боеприпасы. Популярность сухопутных систем легко объяснима: они доказали свою высокую эффективность в бою еще задолго до беспилотных аппаратов. Помимо того, турецкие производители этой категории куда более активно сотрудничают с потенциальными покупателями в плане совместных разработок и производства. С активизацией Анкары в Восточном Средиземноморье началось масштабное производство катеров и более крупных морских судов. До недавнего соглашения с Саудовской Аравией титул самого дорогого экспортного контракта в истории Турции носила сделка с Пакистаном на четыре корвета типа Milgem.
Определенное достижение турецкой компании Baykar Makina, передового производителя БПЛА в стране, – оснащение своей продукцией стран‑членов НАТО. Свои первые беспилотники ожидают Тирана и Бухарест, обладателем уже является Польша. Высокий спрос на продукцию, вызванный в том числе ценовой доступностью, способствует развитию новых видов беспилотных аппаратов – в ходе выставки IDEF‑2023 был презентован дрон‑катер‑камикадзе ULAQ KAMA производства Meteksan и верфи ARES Shipyard. Еще шесть проектов безэкипажных надводных аппаратов находятся в стадии разработки.
Новым направлением турецких производителей вооружений и военной техники станут подводные беспилотники. Свой прототип уже представила одна из ведущих турецких компаний в этой области Aselsan: проект получил название Derin Göz («Глубокий глаз») и, судя по всему, будет предназначаться для подводной разведки. Еще одна компания – STM, основной подрядчик по проектам ВМС Турции, в частности, по корветам Milgem, также заявила о том, что ее прототип будет готов к 2024 году. Расширение ассортимента предлагаемой продукции и наличие разных предложений будут способствовать увеличению экспорта в целом. С имеющейся широкой клиентурой, бесспорно, и эти новинки найдут своих потребителей.
Ключевыми партнерами Турции выступают страны Ближнего Востока, а также Юго‑Восточной Азии, активно наращивается экспорт в Африку и страны бывшего СССР. Очевидна политическая мотивация выбора заказчиков: помимо диверсификации закупок посредством доступных образцов, страны заинтересованы в углубленном партнерстве с Анкарой ввиду религиозной, языковой, исторической или культурной близости. И хотя турецкие производители отрицают политическую направленность своей деятельности, все же такой подход не находит отклика у потенциальных потребителей продукции: так, Сербия отказалась от закупки турецких беспилотников и обратилась за аналогами к Китаю после объявления о поставках Bayraktar TB2 в Косово.