Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техникаHi-Tech

Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Юрий Каторин

Гребной буксир, тянущий HMS Temeraire на разборку в 1838 году. Художник Уильям Тернер

Человечество постоянно искало альтернативу веслам и парусам для приведения судна в движение. Поэтому идея гребного колеса не явилась детищем XIX века. Еще в древности пробовали устанавливать по бортам судна деревянные колеса с лопастями, приводимые в движение быками, ходившими на вороте. Наиболее ранние попытки в этом направлении отмечены у китайцев. Изображение подобного судна найдено археологом Мак-Грегором (Archibald Gordon MacGregor; 1894–1986) в одном из старинных китайских сочинений.

Первое упоминание в Европе о гребных колесах как средстве передвижения судов происходит из изданного в XV веке военного трактата IV или V веков «О военных делах»: «Военный корабль, пригодный для морских сражений, который из-за своих огромных размеров и человеческой слабости как бы не мог управляться руками людей. В его корпусе, или полой внутренности, волы, впряженные попарно в шпили, вращают колеса, прикрепленные к бортам судна; весла, выступающие над окружностью или изогнутой поверхностью колес, бьют воду своими ударами, как лопасти весел, когда колеса вращаются, работают с удивительным и изобретательным эффектом, их действие приводит к быстрому движению. Этот военный корабль, более того, из-за своей собственной массы и из-за механизмов, работающих внутри него, вступает в бой с такой сокрушительной силой, что он легко разрушает и уничтожает все вражеские военные корабли, приближающиеся на близкое расстояние». Документ, будучи адресованным римскому императору в виде докладной записки, был «положен под сукно» чиновниками, где и пролежал в полной безвестности вплоть до первого издания более чем 1000 лет спустя.

Миниатюра из издания XV века, изображающая проект либурны с гребными колесами, приводимыми в действие тягловыми животными

Со второй половины XVI века в летописях изобретений встречаются постоянные сведения о разного рода опытах по установке на суда колесных движителей, приводимых в действие либо людьми, либо ветром, либо, наконец, паром. Первая исторически отмеченная попытка применения паровой машины для движения судна относится к 1543 году. Испанский моряк капитан военно-морского флота Бласко-де-Гарай (Blasco de Garay; 1500–1552) предложил императору Священной Римской империи Карлу V (Carolus V; 1500–1558, он же испанский король Карлос I) построить судно, которое с помощью машины может ходить по тихой воде без весел и парусов.

Капитан Бласко-де-Гарай

Несмотря на противодействие со стороны судовладельцев и угрозы церкви1, император приказал установить эту машину на судно «Тринидад» в 200 т и лично присутствовал на испытаниях его в Барселоне при стечении множества народа и моряков, привлеченных необычностью зрелища. Испытание оказалось удачным, особенно удивила та легкость, с которой судно делало повороты. Назначенная Карлом V комиссия сообщила, что судно совершает 8 верст в час.

1 Дьявол и пар. Образцом мракобесия, царившего в Испании той эпохи, может служить тот факт, что во избежание обвинений со стороны инквизиции в сношениях с дьяволом осторожный Бласко-де-Гарай наполнил котел своего парохода освященной водой из ближайшего монастыря, чтобы успокоить фанатичных монахов. Однако, несмотря на покровительство императора, он все-таки не избежал преследования инквизиции – святые отцы возбудили против Бласко дело о колдовстве, и перепуганный изобретатель собственноручно разломал машину на мелкие кусочки.

Так, по мнению художника, выглядел пароход Бласко-де-Гарая (современный рисунок)

Сути своего изобретения испанец не открыл никому, даже императору. По описанию очевидцев можно судить, что движитель состоял из большого котла с кипящей водой, двух колес по бортам судна на оси, поставленной поперек палубы и механизма с приводами на каждое колесо. Император повысил чин изобретателя на один ранг, подарил ему 200 тыс. мараведи (испанский реал равен 34 мараведи), приказал оплатить расходы из казны и оказал ему много других милостей, но на этом дело и кончилось. Хотя все говорило о том, что данное изобретение крайне полезно и может быть внедрено на военных кораблях Испании, но… в дело вмешался главный казначей Раваго. По его мнению, машина должна быть весьма сложна и стоила бы очень дорого. Кроме того, всегда оставалась опасность взрыва котла. А потому он отсоветовал внедрять паровую машину на кораблях флота Испании. Не изменило ситуацию и то, что другие члены комиссии подтвердили – судно лавировало с такой же скоростью, как галера, маневрирующая обычным способом, и проходило не менее лиги в час.

Бласко-де-Гарай представляет свое изобретение императору

Впрочем, прохладное отношение финансиста к изобретению в первую очередь можно объяснить тем, что паровая машина у Бласко-де-Гарая явно была открытого типа, и топлива потребляла столько, что проще гребцов посадить за весла, больше груза перевезти получится, и куда дешевле. И вообще до Уайта, додумавшего отработанный пар пускать не в атмосферу, а обратно в котел, лучше было даже не думать об их установке на кораблях. Но до Уайта паровая машина прошла длинный путь: в 1680 году французский физик Дени Папен (Denis Papin; 1647–1712) изобретает паровой котел с предохранительным клапаном, а спустя десять лет он описывает замкнутый термодинамический цикл пароатмосферного двигателя, но ему не удается создать работоспособный механизм. Впрочем, идея не совсем его – в Германии считающийся одним из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (Gottfried Wilhelm von Leibniz; 1646–1716) буквально рассыпал поистине гениальные идеи, совсем не заботясь о том, припишут их ему или другим. Как стало известно из переписки Лейбница с Дени Папеном (изданной Герландом), именно он подсказал французу основную идею паровой машины: применение цилиндра и поршня. Вскоре после этого англичане Томас Севери (Thomas Severi; 1650–1715) и Томас Ньюкомен (Thomas Newcomen) изобрели подобные же машины.

Готфрид Лейбниц – автор идеи парового двигателя

В 1736 году англичанин Джонатан Халлас (Jonathan Hulls; 1699–1758) спроектировал буксир с гребным колесом в корме, приводимым в движение через систему ремней паровой машиной Ньюкомена2 для передвижения парусных судов в штилевую погоду.

2 Ньюкомен Томас (Thomas Newcomen; 1663–1728) – известный английский изобретатель, кузнец по профессии. Сконструировал паровую машину (1705 г.), получившую довольно широкое распространение в промышленности начала XIX века. В его машине рабочий ход осуществлялся не высоким давлением пара, а вакуумом, образующимся после впрыска воды. Из-за громоздкости и неравномерного хода потребляла много топлива, имела низкий КПД, в связи с чем использовалась в узкоспециализированых целях.

Проект Халласа был более удачным, чем прежние, но из-за несовершенства машины практического применения не получил. Мало того, как это часто бывало в истории, творение Халласа не получило и широкой известности. Тем не менее ему выдали самый первый патент на паровое судно, озаглавленный «Описание и тяга новоизобретенной машины для вывода судов из любой гавани, порта или реки или захода в них против ветра, прилива или в штиль».

Джонатан Халлас (1699–1758)

На рисунке из патента изображен, по сути дела, паровой буксир, ведущий за собой трехмачтовый парусный корабль против ветра. На корме парохода – гребное колесо с шестью лопастями-плицами, показана канатная передача на его вал. Джонатан Халлас не продолжил свою работу в области паровой энергетики, и единственный другой патент, на который он когда-либо подавал заявку, был получен в 1753 году на хитроумный прибор для обнаружения фальшивых монет. Он умер в нищете всего пять лет спустя в своем доме в Кэмпдене, графство Глостершир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать! Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать!

Его рассматривали, на него откладывали деньги, им хвалились перед гостями

ТехИнсайдер
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Теория расширяющейся Земли Теория расширяющейся Земли

В самом центре земного ядра находится мощный термоядерный реактор

Зеркало Мира
Бессонница приводит к эпилепсии? Ученые выяснили, как работа по ночам влияет на мозг Бессонница приводит к эпилепсии? Ученые выяснили, как работа по ночам влияет на мозг

Как «ночная жизнь» влияет на области мозга, ответственные за эпилепсию

ТехИнсайдер
Прикосновение дома Прикосновение дома

Из каких деталей складывается характер дома?

СНОБ
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Элементарно — эмпатия Элементарно — эмпатия

Перезагрузка территорий и редевелопмент — тренд, особенно в Петербурге

Собака.ru
От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами

Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО и фонды

Forbes
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
Музыка может изменить ваше отношение к прошлому Музыка может изменить ваше отношение к прошлому

Исследование: музыка может изменить то, как вы запоминаете прошлое

ТехИнсайдер
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Для всех и каждого Для всех и каждого

Современный и эргономичный интерьер в компактной евротрешке

Идеи Вашего Дома
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Океан белковых структур Океан белковых структур

Белки выполняют львиную долю той работы, которая необходима живым организмам

Наука и жизнь
Как проходил суд над Иосифом Бродским. Отрывок из книги Фриды Вигдоровой Как проходил суд над Иосифом Бродским. Отрывок из книги Фриды Вигдоровой

Глава из книги правозащитницы Фриды Вигдоровой «Дневник матери»

СНОБ
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Как избежать предновогодних и новогодних конфликтов с семьей

Лиза
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Вдаль по-питерски Вдаль по-питерски

Закулисье “Ленинград Центра”

Men Today
Баланс сил между берегами Тайваньского пролива Баланс сил между берегами Тайваньского пролива

Руководство Китая не прибегнет к силовому варианту присоединения Тайваня

Обозрение армии и флота
Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок

Как не утонуть в предновогоднем хаосе и встретить праздник с улыбкой

VOICE
«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса «Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса

Порой, несмотря на все усилия, бизнес движется не туда. Почему так происходит?

Forbes
Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Шопоголизм: как распознать в себе зависимость и избавиться от нее?

Psychologies
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
Открыть в приложении