Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техникаHi-Tech

Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Юрий Каторин

Гребной буксир, тянущий HMS Temeraire на разборку в 1838 году. Художник Уильям Тернер

Человечество постоянно искало альтернативу веслам и парусам для приведения судна в движение. Поэтому идея гребного колеса не явилась детищем XIX века. Еще в древности пробовали устанавливать по бортам судна деревянные колеса с лопастями, приводимые в движение быками, ходившими на вороте. Наиболее ранние попытки в этом направлении отмечены у китайцев. Изображение подобного судна найдено археологом Мак-Грегором (Archibald Gordon MacGregor; 1894–1986) в одном из старинных китайских сочинений.

Первое упоминание в Европе о гребных колесах как средстве передвижения судов происходит из изданного в XV веке военного трактата IV или V веков «О военных делах»: «Военный корабль, пригодный для морских сражений, который из-за своих огромных размеров и человеческой слабости как бы не мог управляться руками людей. В его корпусе, или полой внутренности, волы, впряженные попарно в шпили, вращают колеса, прикрепленные к бортам судна; весла, выступающие над окружностью или изогнутой поверхностью колес, бьют воду своими ударами, как лопасти весел, когда колеса вращаются, работают с удивительным и изобретательным эффектом, их действие приводит к быстрому движению. Этот военный корабль, более того, из-за своей собственной массы и из-за механизмов, работающих внутри него, вступает в бой с такой сокрушительной силой, что он легко разрушает и уничтожает все вражеские военные корабли, приближающиеся на близкое расстояние». Документ, будучи адресованным римскому императору в виде докладной записки, был «положен под сукно» чиновниками, где и пролежал в полной безвестности вплоть до первого издания более чем 1000 лет спустя.

Миниатюра из издания XV века, изображающая проект либурны с гребными колесами, приводимыми в действие тягловыми животными

Со второй половины XVI века в летописях изобретений встречаются постоянные сведения о разного рода опытах по установке на суда колесных движителей, приводимых в действие либо людьми, либо ветром, либо, наконец, паром. Первая исторически отмеченная попытка применения паровой машины для движения судна относится к 1543 году. Испанский моряк капитан военно-морского флота Бласко-де-Гарай (Blasco de Garay; 1500–1552) предложил императору Священной Римской империи Карлу V (Carolus V; 1500–1558, он же испанский король Карлос I) построить судно, которое с помощью машины может ходить по тихой воде без весел и парусов.

Капитан Бласко-де-Гарай

Несмотря на противодействие со стороны судовладельцев и угрозы церкви1, император приказал установить эту машину на судно «Тринидад» в 200 т и лично присутствовал на испытаниях его в Барселоне при стечении множества народа и моряков, привлеченных необычностью зрелища. Испытание оказалось удачным, особенно удивила та легкость, с которой судно делало повороты. Назначенная Карлом V комиссия сообщила, что судно совершает 8 верст в час.

1 Дьявол и пар. Образцом мракобесия, царившего в Испании той эпохи, может служить тот факт, что во избежание обвинений со стороны инквизиции в сношениях с дьяволом осторожный Бласко-де-Гарай наполнил котел своего парохода освященной водой из ближайшего монастыря, чтобы успокоить фанатичных монахов. Однако, несмотря на покровительство императора, он все-таки не избежал преследования инквизиции – святые отцы возбудили против Бласко дело о колдовстве, и перепуганный изобретатель собственноручно разломал машину на мелкие кусочки.

Так, по мнению художника, выглядел пароход Бласко-де-Гарая (современный рисунок)

Сути своего изобретения испанец не открыл никому, даже императору. По описанию очевидцев можно судить, что движитель состоял из большого котла с кипящей водой, двух колес по бортам судна на оси, поставленной поперек палубы и механизма с приводами на каждое колесо. Император повысил чин изобретателя на один ранг, подарил ему 200 тыс. мараведи (испанский реал равен 34 мараведи), приказал оплатить расходы из казны и оказал ему много других милостей, но на этом дело и кончилось. Хотя все говорило о том, что данное изобретение крайне полезно и может быть внедрено на военных кораблях Испании, но… в дело вмешался главный казначей Раваго. По его мнению, машина должна быть весьма сложна и стоила бы очень дорого. Кроме того, всегда оставалась опасность взрыва котла. А потому он отсоветовал внедрять паровую машину на кораблях флота Испании. Не изменило ситуацию и то, что другие члены комиссии подтвердили – судно лавировало с такой же скоростью, как галера, маневрирующая обычным способом, и проходило не менее лиги в час.

Бласко-де-Гарай представляет свое изобретение императору

Впрочем, прохладное отношение финансиста к изобретению в первую очередь можно объяснить тем, что паровая машина у Бласко-де-Гарая явно была открытого типа, и топлива потребляла столько, что проще гребцов посадить за весла, больше груза перевезти получится, и куда дешевле. И вообще до Уайта, додумавшего отработанный пар пускать не в атмосферу, а обратно в котел, лучше было даже не думать об их установке на кораблях. Но до Уайта паровая машина прошла длинный путь: в 1680 году французский физик Дени Папен (Denis Papin; 1647–1712) изобретает паровой котел с предохранительным клапаном, а спустя десять лет он описывает замкнутый термодинамический цикл пароатмосферного двигателя, но ему не удается создать работоспособный механизм. Впрочем, идея не совсем его – в Германии считающийся одним из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (Gottfried Wilhelm von Leibniz; 1646–1716) буквально рассыпал поистине гениальные идеи, совсем не заботясь о том, припишут их ему или другим. Как стало известно из переписки Лейбница с Дени Папеном (изданной Герландом), именно он подсказал французу основную идею паровой машины: применение цилиндра и поршня. Вскоре после этого англичане Томас Севери (Thomas Severi; 1650–1715) и Томас Ньюкомен (Thomas Newcomen) изобрели подобные же машины.

Готфрид Лейбниц – автор идеи парового двигателя

В 1736 году англичанин Джонатан Халлас (Jonathan Hulls; 1699–1758) спроектировал буксир с гребным колесом в корме, приводимым в движение через систему ремней паровой машиной Ньюкомена2 для передвижения парусных судов в штилевую погоду.

2 Ньюкомен Томас (Thomas Newcomen; 1663–1728) – известный английский изобретатель, кузнец по профессии. Сконструировал паровую машину (1705 г.), получившую довольно широкое распространение в промышленности начала XIX века. В его машине рабочий ход осуществлялся не высоким давлением пара, а вакуумом, образующимся после впрыска воды. Из-за громоздкости и неравномерного хода потребляла много топлива, имела низкий КПД, в связи с чем использовалась в узкоспециализированых целях.

Проект Халласа был более удачным, чем прежние, но из-за несовершенства машины практического применения не получил. Мало того, как это часто бывало в истории, творение Халласа не получило и широкой известности. Тем не менее ему выдали самый первый патент на паровое судно, озаглавленный «Описание и тяга новоизобретенной машины для вывода судов из любой гавани, порта или реки или захода в них против ветра, прилива или в штиль».

Джонатан Халлас (1699–1758)

На рисунке из патента изображен, по сути дела, паровой буксир, ведущий за собой трехмачтовый парусный корабль против ветра. На корме парохода – гребное колесо с шестью лопастями-плицами, показана канатная передача на его вал. Джонатан Халлас не продолжил свою работу в области паровой энергетики, и единственный другой патент, на который он когда-либо подавал заявку, был получен в 1753 году на хитроумный прибор для обнаружения фальшивых монет. Он умер в нищете всего пять лет спустя в своем доме в Кэмпдене, графство Глостершир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек на радиоуправлении Человек на радиоуправлении

Нейроинтерфейсами начали заниматься в российской «Моторике»

ТехИнсайдер
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Ученые рассказали, почему пенсионеры чаще страдают из-за финансовых мошенников Ученые рассказали, почему пенсионеры чаще страдают из-за финансовых мошенников

Как можно сохранить финансовую грамотность и независимость в пожилом возрасте?

ТехИнсайдер
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
Оттенок бургунди Оттенок бургунди

Квартира в современном московском ЖК выходит окнами на Москву-реку

Идеи Вашего Дома
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Сами себя заработают Сами себя заработают

Если копить никак не получается, пора изучить все скрытые возможности денег

VOICE
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
Прикосновение дома Прикосновение дома

Из каких деталей складывается характер дома?

СНОБ
Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки

Почему люди, добившиеся всего, часто испытывают одиночество?

Psychologies
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
«Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу «Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу

Какие психологические запросы не работают и как их правильно составлять?

Psychologies
О происхождении реликтового излучения О происхождении реликтового излучения

Что собой представляет реликтовое излучение?

Зеркало Мира
Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино

Как соотношение сторон влияет на восприятие фильма?

ТехИнсайдер
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак

Отрывок из книги Антона Евгеньева «Ценность ваших решений»

Forbes
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Чем дышат почвы и как они влияют на климат Чем дышат почвы и как они влияют на климат

Наверное, мало кто знает, что почвы участвуют в регуляции климата

Наука и жизнь
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
Многоликий минерал кварц Многоликий минерал кварц

Кварц и его разнообразные формы

Наука и техника
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья 5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья

Бывают ли полезные сладости?

ТехИнсайдер
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Открыть в приложении