Обозрение армии и флотаОбщество
Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8
Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8 применяются, как следует из их названия, для эвакуации тяжелой техники. Эвакуация обычно выполняется методами буксировки, частичной и полной погрузки.
Эвакуацию всеми тремя способами способны выполнять лишь машины, оборудованные лебедками, жесткой буксирной лапой и краном. Любая эвакуационная машина с колесной формулой 8х8 оснащена двумя – тремя мощными гидравлическими лебедками, крановое оборудование – кран-манипулятор и/или кран-стрела – установлено не на всех таких машинах. Наличие крана существенно расширяет возможности техники, поскольку появляется возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы, разбирать завалы, переворачивать опрокинувшуюся технику и пр. Все машины с крановым оборудованием оснащаются гидравлическими опорами, позволяющие вывешивать шасси при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Эвакуационные машины, как правило, комплектуются оборудованием, позволяющим выполнять на месте мелкий ремонт, поэтому альтернативное название эвакуационных тягачей – машины технической помощи – выглядит в ряде случаев вполне уместным. Оговорку «в ряде случаев» следует сделать, поскольку установка крана-стрелы для машины технической помощи не является обязательным, а вот полноценной тяжелой эвакуационной машине кран необходим.
Большинство тяжелых эвакуационных машин разработано на шасси автомобилей повышенной проходимости, как военных, так и гражданских. Грань между тяжелыми и военными и гражданскими тяжелыми эвакуаторами весьма условна, хотя есть одна важная особенность: любую военную эвакуационную машину возможно превратить в гражданскую, но не всякая гражданская становится военной. При разработке эвакуаторов с колесной формулой 8х8 почти всегда учитываются требования военных, такие как: проходимость, наличие систем централизованного регулирования давления в пневматиках колес и системы защиты от оружия массового поражения, возможность установки бронезащиты кабины и двигателя.
Разработкой и производством тяжелых эвакуационных машин с колесной формулой 8х8 занимаются все ведущие мировые производители тяжелых автомобилей: «MAN» и «FAUN» (Германия), «Renault» (Франция), «Scania AB» и «VOLVO» (Швеция), «Iveco» (Италия), «Oshkosh» (США) и ряд других. Все эвакуаторы разработаны в рамках того или иного семейства колесной техники повышенной проходимости. Стоит отметить, что зачастую в одно семейство входят машины с различными колесными формулами, но тяжелые эвакуаторы разработаны, за редким исключением, на шасси с колесной формулой 8х8.
Типичными эвакуационными машинами двойного назначения, военного и гражданского, могут служить эвакуаторы германской фирмы «MAN», адаптированных как для военного, так и для коммерческого применения. Это эвакуационные машины серии MAN 44.600 8x8 EKA оснащенные подъемно-транспортным оборудованием британской фирмы «EKA Limited», MAN 50.680 8x8 с установленным спецоборудованием австрийской фирмы «EMPL Fahrzeugwerk» и эвакуационная машина MAN 32T колесной формулой 8 х 8 разработана на базе шасси военных автомобилей серии НХ/НХ2.
Тяжелые ремонтно-эвакуационные автомобили BKF-30.40 военного назначения выпускаемые фирмой «FAUN» и бронированный армейский тягач эвакуатор Actros 4151 AK 8x8 Bison, а также бронированный эвакуационный тягач фирмы «Renault» на коммерческом шасси Kerax 400.
В вооруженных силах США с 80-х гг. эксплуатируются эвакуационная машина М984А4 НЕМТТ 8х8.
Для польской и чешской армии был разработан бронированный эвакуационный тягач KWZT-3 с колесной формулой 8х8 на шасси военного автомобиля Tatra T815-7Z0R9T.
Французская фирма «SOFRAME» (до 2000 г. «LOHR DEFENSE») предлагает четыре машины на унифицированном шасси: многоцелевой грузовой транспортер PPLOG и три БРЭМ, отличающиеся уровнем защищенности и специальным оборудованием: БРЭМ PPLD (Multi-Purpose Recovery Truck), CRV (Combat Recovery Vehicle) и PRV (Protected Combat Recovery Vehicle). Ремонтно-эвакуационные машины отличаются друг от друга, главным образом, уровнем защищенности. Многоцелевая БРЭМ PPLD вообще не имеет бронезащиты. БРЭМ CRV способна действовать в непосредственной близости от боевых порядков, PRV – в ближних тылах. Броня кабин машин CRV и PRV, согласно информации производителя, отвечает стандартам НАТО, а сами машины устойчивы к попаданиям пуль, осколков, воздействию мин и импровизированных взрывных устройств. На всех трех БРЭМ установлено по одной основной лебедке с тяговым усилием 18 т и по одной лебедке для самовытаскивания с тяговым усилием 10 т. На машине CRV имеется буксировочная система (максимальная полная масса буксируемого автомобили 50 т), на БРЭМ PRV – кран способный поднимать груз до 16 т. Данная машина является одним из лучших вариантов бронированной эвакуационной колесной машины 8х8 стран НАТО.