Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историйЗнаменитости

Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Записала Наталья Николайчик

Фото: Михаил Королев/Архив «7 ДНЕЙ»

Игорь Костолевский и Консуэло де Авиланд встретились во второй половине жизни, когда были зрелыми состоявшимися людьми. Их отношения развивались так быстро, как бывает только в юности. Французская актриса переехала в Россию, бросила сцену и даже поменяла католическую веру на православную, получив при крещении русское имя Евдокия. Ни разница культур, ни расстояние не стали помехой. «Если есть любовь, все можно преодолеть», — считает известный артист.

Игорь: Настроение было хуже некуда. Я нарезал круги по Садовому кольцу и думал: «Господи, ну пошли мне Ее, не то что неземную, но необыкновенную! Пусть даже издалека...» До нашей встречи с Консуэло в моей жизни был достаточно сложный период. При кажущейся внешней успешности и благополучии — состояние полной безнадежности. Семейная жизнь давно катилась под откос. Когда на душе становилось невыносимо, садился в машину и вот так мотался по Садовому кольцу, успокаивался. Я мечтал о том, чтобы в моей жизни что-то изменилось. Я желал этого! И однажды это произошло.

Наша встреча была вроде бы случайной. Отыграл спектакль «АРТ» в Театре Пушкина, пошел в гримерку, переоделся, открыл дверь и... Она! Нездешняя. Огромные голубые глаза. Чудесная улыбка, ямочки. И меня будто вихрь закрутил.

Дуся: Я сидела на стуле возле гримерки, низко опустив голову. Вдруг дверь распахнулась, и я увидела длинные-длинные ноги. Подняла голову — передо мной высокий кудрявый артист, на которого я внимательно смотрела весь спектакль, потому что играл он блестяще. Я сказала: «Спасибо. Постановка лучше на русском, чем на французском». И снова погрузилась в свои нерадостные мысли. Этот день, 15 апреля 1998 года, казался мне ужасным. Я узнала, что отказывается помогать спонсор, который обещал дать денег на совместный российско-французский спектакль «Татьяна Репина» в постановке замечательного режиссера Валерия Фокина. Я должна была играть там главную роль, о ней мечтала, но теперь понимала — этого не случится никогда, это конец, крах. Настроение отвратительное. Чтобы как-то меня развлечь, подружка, известная переводчица Лена Наумова, пригласила меня посмотреть в Театре Пушкина спектакль «АРТ» Ясмины Реза. Она переводила эту пьесу, впрочем, как и многое-многое другое из французской драматургии. После показа намечался банкет, на который она меня тоже позвала. Но я не хотела развлекаться, я хотела рыдать. Сидела на стуле и уговаривала себя: «Не буду плакать, не буду плакать... Вернусь в гостиницу, поплачу тогда». Я устала, пала духом. Вот в таком состоянии встретила Игоря.

Свадьба Игоря Костолевского и Консуэло де Авиланд, рядом Наталья Гундарева, 2001 год. Фото: из архива И. Костолевского

Игорь: И я вдруг сказал: «Вы — Консуэло».

Дуся: Я была поражена, ведь мы ни разу не виделись.

Игорь: В театральных кругах много говорили, что в Москву приехала самоотверженная француженка, которая занимается Авиньонским фестивалем и помогает туда пробиваться российским театрам. Коллеги то и дело меня спрашивали: «Ты знаешь Консуэло? Ты видел Консуэло?» Конечно, я ее не знал, никогда не видел. Но имя почему-то сразу запомнил. Оно время от времени всплывало в моей памяти, завораживало. Так вот, как только ее увидел, сразу понял — это она.

Дуся: Потом артист с длинными ногами меня спросил: «Вы будете на банкете?» И я сказала: «Да», — хотя буквально за секунду до этого решила, что там мне нечего делать. Он сидел на другом конце зала, но казалось, что совсем близко. Чувствовала я себя странно. Атмосфера стала какой-то другой, другой свет, звук. Я не понимала, что со мной происходит. Грусть испарилась. Мне не хотелось плакать, хотелось все время смотреть на того человека. А он держал свою рюмочку и тоже не отводил от меня взгляда. Я ощущала волнение и трепет, как Наташа Ростова на первом балу. И при этом думала: «Какая я старая дура! Что со мной?» Мне показалось, схожу с ума. Я должна была быть у себя в номере и собирать вещи, чтобы возвращаться в Париж, ведь если я не играю Татьяну Репину, в Москве мне делать нечего. В конце вечера, когда я собралась уходить, он подошел ко мне и спросил номер телефона. Я продиктовала тот, что был в гостинице. И тут он вдруг при всех поцеловал меня в губы. Я помню эти ощущения — в висках загудело: у-у-у-у. Страстный, нежный и такой неожиданный поцелуй! Но потом я сама себя осадила: стоп, это просто русская традиция. Их вожди — Хрущев, Брежнев — тоже так целуются... Но сердце стучало бешено.

Фото: «Советский экран»/Fotodom

Игорь: Весь вечер я не мог понять, что со мной творится, почему меня все время тянет повернуть голову в ее сторону. Я все время смотрел на нее и понимал, что происходит нечто такое, что меняет всю мою жизнь, все мое существо. Ощущал — это главный момент в моей судьбе. Часто мы эти моменты пропускаем, вернее, убиваем. Как только начинаем чувствовать, сразу делаем оговорки: «Неудобно. Не так подумают». И вот это «нет» в результате разрушает нас. Но в тот раз я, даже если бы захотел сказать себе «нет», не смог бы этого сделать. Все понеслось с какой-то стремительной скоростью. Казалось, что меня ведет сама судьба. Все будто бы происходило помимо меня. Наверное, так безрассудно можно поступать только в молодости. Однажды я испытал что-то отдаленно похожее. Тогда я бросил строительный институт, чтобы поступить в театральный. Меня вело, я понимал, чувствовал, что делаю что-то очень важное и правильное, и остановить меня было невозможно. Нечто похожее ощутил, когда встретил Дусю. Но то, что происходило со мной сейчас, было иное, гораздо сильнее, значительнее.

Дуся: Вернувшись в гостиницу, я крепко уснула. А на следующий день произошло почти чудо: одна крупная водочная компания дала деньги на спектакль, и я, погрузившись в репетиции, обо всем забыла. Через несколько дней раздался звонок: «Это Игорь Костолевский». — «Кто?» — «Ко-сто-лев-ский». Затем последовало объяснение, что он — актер из спектакля «АРТ». Но там играли трое мужчин: он, Янушкевич и Филиппов. И я не знала, кто из них на другом конце телефонной трубки. Мне звонили многие артисты, потому что я занималась Авиньонским фестивалем. И вдруг он спросил: «Вы голодная?» — «Да!» — Я голодная всегда, это моя особенность. — «Тогда я через десять минут жду вас внизу». С ужасом я взглянула в зеркало, нанесла минимум макияжа, поправила волосы. Мне было любопытно, кто меня пригласил. И слава богу, это был тот самый артист с длинными ногами.

Игорь: После первой встречи я думал только о Консуэло. Она не шла у меня из головы, но позвонить решился не сразу. Волновался как мальчишка, потел. Но все же набрал номер. Пригласил в ресторан на Чистых прудах. Когда мы туда пришли, меня узнали. Официанты заулыбались, музыканты из оркестра стали играть мелодию «Вечная любовь» из фильма «Тегеран-43», в котором я снимался. При этом было торжественно сказано: «Исполняется в честь Игоря Костолевского». Бедная Консуэло приняла меня непонятно за кого...

Консуэло де Авиланд в спектакле «Татьяна Репина», 1998 год. Фото: из архива К. де Авиланд

Дуся: Я почему-то решила, что в этот ресторан он постоянно водит своих женщин. Думала: «Жиголо, Казанова!» Я еще не знала слова «кобель». Нервничала, и, вполне возможно, ушла бы, если бы не была голодной. И тогда я решила: «Пусть меня накормит, и больше мы не увидимся. Встречаюсь с ним в первый и последний раз! И точка!»

Игорь: Дуся выглядела какой-то испуганной. И я никак не мог понять почему. Мои объяснения по поводу того, что в этом ресторане я впервые, а люди на меня так реагируют потому, что я известный артист, не возымели действия. Тогда я привел аргумент, который, как мне казалось, должен был убедить и успокоить любую француженку: «Между прочим, я тут недавно в Париже с Аленом Делоном снимался». Тут же последовал ответ: «Я с ним тоже снималась. И не раз. Ну и что?..» И я опять вспотел.

Дуся: Я пыталась уловить, о чем он мне говорит, но было сложно — он не блестяще владел английским, а я почти не знала русского. Но кое-что я все же поняла. Он спросил: «Скажите, у вас есть муж?» И я отвечала: «Нет. Я жду своего декабриста». Игорь как-то странно на меня посмотрел и надолго замолчал. Потом переспросил: «Что-что?!» — «Мой муж будет декабрист!» И я начала ему объяснять, кто такие декабристы. И тогда услышала: «Ну считай, что нашла!» Тогда уже я надолго замолчала, а потом переспросила: «Что-что?» И тут он мне объяснил, что в фильме «Звезда пленительного счастья» играл декабриста, у которого жена француженка. Я посмотрела на него другими глазами. На меня сразу нахлынули эмоции, которые ощутила в детстве. В 12 лет я прочла книгу Александра Дюма «Учитель фехтования» про то, как француженка полюбила русского декабриста и отправилась за ним в Сибирь. Книга меня поразила. Мой маленький мозг и сердце запечатлели именно такой образ любви: когда ради любимого жертвуют многим, отказываются от личного комфорта, своей страны, религии и даже отправляются в изгнание. И все ради того, чтобы любимый жил... Я стала волноваться как девочка. Неужели этот человек, на которого я смотрела на банкете, как Наташа Ростова, — декабрист, о котором я мечтала с 12 лет?! Это он! Он!.. Знаете, есть морские черепахи. Они рождаются слепыми и преодолевают тяжелейшие испытания, прежде чем находят свой океан. Они идут по зову сердца, по ощущениям. Я, как та черепаха, нашла свой океан... Игорь говорил тост за тостом, я пила рюмку за рюмкой. Голова шла кругом, настроение было приподнятое. А потом я вернулась в гостиницу, и тут навалилась грусть. Мне почему-то показалось, что наша встреча бессмысленна и у нас нет никакого будущего. Во мне говорил прагматизм. А как иначе? У меня своя жизнь на Западе, я сыграю роль в спектакле «Татьяна Репина», а потом уеду в Париж. Значит, пока все это не зашло слишком далеко, нужно погрузиться в работу. И я попыталась...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит

Какие черты соискателя по-настоящему привлекают работодателей?

Inc.
Надежда Серая. Человек без кожи Надежда Серая. Человек без кожи

Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историй
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта

Древнегреческий историк ошибался: армяне происходят не с Балкан

ТехИнсайдер
Научить хорошему Научить хорошему

Как транслировать ребенку именно то, что для нас ценно?

Psychologies
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков

Жанна Вильпре-Пауэр провела детство в глубинке, но связала свою жизнь с морем

Forbes
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Умные ногти: что такое NFC-маникюр и как его сделать Умные ногти: что такое NFC-маникюр и как его сделать

Как сделать свои ногти умными? Встроить в них NFC-чип!

VOICE
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Давай сбежим в Баку Давай сбежим в Баку

Баку: и морской курорт, и гастрономический центр Кавказа

ЖАРА Magazine
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Открыть в приложении