Перемены к лучшему: как провести реформы в компании безболезненно для сотрудников
Бизнесу необходимо постоянно трансформироваться, чтобы оставаться на плаву, ведь технологии развиваются с огромной скоростью. На смену бумажным журналам учета пришли CRM-системы, часть работ на опасных производствах выполняют роботы, данные компаний хранятся в цифровых архивах, а многие креативные задачи вместо нас может выполнить искусственный интеллект. Инновации, очевидно, упрощают бизнес-процессы, но тем не менее многие люди их боятся. О том, как бороться с сопротивлением со стороны сотрудников и мягко интегрировать новые технологии в работу компании, рассказывает основатель консалтинговой компании Mozlab и IT-платформы Tellsy, руководитель «Лаборатории Промптинга» по решению бизнес-задач с помощью искусственного интеллекта, Олег Замышляев, в своей книге «Настольная книга перемен: Как изменить и улучшить компанию, корпоративную культуру и даже свою собственную жизнь». Книга вышла в августе в издательстве «Альпина PRO». Inc. публикует ее отрывок.
Сопротивление переменам во многих случаях — вещь неизбежная. Более того, почти во всех случаях сопротивление переменам — вещь скорее желанная. Очень часто отсутствие сопротивления, которое является естественной реакцией на перемены, говорит о том, что перемены еще не начались, проект не запущен, люди не верят в то, что им придется меняться и действовать иначе. Сотрудники не поверили в успешность перемен, не поняли целей и задач и предпочитают держать свое мнение при себе.
Глубокий процесс
Нередко именно те, кто не высказывает своего отношения вслух, оказываются наиболее серьезными противниками перемен, к тому же на них особенно сложно повлиять. Ведь мы не знаем их мнения. Само по себе сопротивление чрезвычайно полезно. Оно помогает понять, что в проекте не так, позволяет скорректировать некоторые шаги, сделать проект устойчивее. Сопротивление дает понять, о чем и как нужно разговаривать с людьми, чтобы проект продвигался быстрее.
Сопротивление сотрудников возникает тогда, когда перемены для них не являются понятными и/или привлекательными. Низкая привлекательность изменений приводит к тому, что сотрудники сопротивляются новым требованиям и ожиданиям, саботируют их и не реализуют планы по внедрению изменений. Это может случиться даже тогда, когда неотвратимость перемен очевидна.
Что влияет на привлекательность перемен, помимо наших критериев конкретности и неотвратимости? Первый дополнительный параметр — глубина перемен, процент рабочего времени, который будет занимать реализация проекта. В большинстве случаев проектная команда и/или руководство недооценивают глубину перемен либо вообще не анализируют этот параметр.