Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию
Cоздание музыки искусственным интеллектом, снижение времени и расходов на творческий процесс и последующее широкое использование генеративной музыки — главные тренды современной музыкальной индустрии. Музыка должна быть эффективной для бизнеса, правообладателя и автора

Что общего у команды ученых, разрабатывающих прорывной проект для музыкальной индустрии, и эксцентричного владельца процветающего стартапа, входящего в топ-5 музыкальных приложений японского App Store с более чем миллионом пользователей? Все очень просто: их технологии открывают новые каналы для монетизации музыкального контента и способны стимулировать продажи при помощи музыки и искусственного интеллекта. «Для музыкальной индустрии это абсолютно новый тренд, — утверждает директор по развитию сервиса FONMIX Владимир Заец. — Мы привыкли к аудиомаркетингу и аудиобрендингу как к неотъемлемой части успешного бизнеса. В среднем они могут повысить продажи на 15%. Но этих технологий уже недостаточно».
О новых технологиях в музыкальной индустрии и прорывных разработках в этой сфере много говорили в этом году на форуме «Открытые инновации» в «Сколково».

Сессия «MusicTech. AI — новая звезда большой сцены?» прошла при поддержке Ассоциации IPChain и собрала авторитетных экспертов индустрии — молодых и энергичных игроков музыкального рынка, от проектов которых и зависит появление долгожданных технологических прорывов. «Отрасль «ушла в цифру» — 60% доходов от продажи музыкального контента мы получаем онлайн, — рассказал президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. — С точки зрения новейших технологий важнее всего «подстройка» музыки под аудиторию. Это очень интересная технология для тех, кто работает с артистами: появляется возможность анализировать восприятие целевой аудитории в разных местах и ситуациях. По сути, это отдельный сегмент, создающий новый спрос».
О том, что это за технологии и как именно они способны изменить музыкальную индустрию в ближайшем будущем, — в нашей подборке.
Сгенерированная музыка
Проект Mubert — стремительно набирающий популярность стриминговый музыкальный сервис с российскими корнями. Суть его заключается в следующем: основанный на искусственном интеллекте алгоритм Mubert собирает сэмплы, загруженные музыкантами, и в реальном времени генерирует из них непрерывный музыкальный поток. Из него слушатели могут самостоятельно создать собственную, персонализированную музыку. Таким образом в Mubert можно под свой вкус редактировать музыкальный поток (стрим), задавая темп, жанр, настроение, тональность и прочие параметры. Управляя генерацией стрима, слушатель пробует себя в роли музыканта, а созданная таким образом музыка называется «генерированной». «Чаще всего люди слушают ее во время рутинной работы, фитнеса, прогулок, медитаций», — говорит генеральный директор компании Алексей Кочетков. Рядовые слушатели — далеко не единственная категория «клиентов» Mubert. Технология используется приложениями, которые пишут музыку для сториз в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и другими сервисами, востребованными танцорами и профессионально вовлеченными в музыкальную отрасль людьми. Генеративная музыка не заменяет индустрию артистов, она ее дополняет и создает новую нишу.

Следующий шаг разработчиков — создание интерфейса для взаимодействия и коллаборации с искусственным интеллектом на платформе Mubert Pro. На эту платформу музыканты и саунд-дизайнеры будут экспортировать части своих заготовок или треков. После довольно простой подготовки сэмплы можно использовать как внутри авторского генеративного произведения, так и в общих адаптивных стримах, состоящих из совершенно разных звуков — выбор зависит от слушателя. Пока платформа находится в стадии бета-тестирования.