Не навредить себе диетой: миссия выполнима?
Колумнистка Екатерина Попова рассказывает, о чём следует помнить, чтобы диета не окончилась расстройством пищевого поведения.
80% людей, похудевших на диете, в течение года возвращаются к прежней цифре на весах, а большинство «счастливчиков», попавших в оставшиеся 20%, сделают это в течение второго года: об этом говорит исследование, опубликованное в журнале «Journal of Obesity» в 2014 году. 6 из 10 человек, постройневших благодаря ограничения в питании, набирают ещё больше килограмм, чем было — таковы результаты обобщения более 30 долговременных исследований на тему диет, опубликованные в статье «Medicare’s Search for Effective Obesity Treatments: Diets Are Not the Answer». Портал «Вести.Медицина» со ссылкой на новозеландских и австралийских ученых сообщает, что у любителей диет в шесть раз чаще развиваются расстройства пищевого поведения, а самые жёсткие диеты повышают риск в 18 раз.
Мне не повезло: я не попала в число тех редких везунчиков, для которых диеты проходят без последствий. Всё закончилось 20 годами чередования всевозможных «систем питания»: протасовка, кремлёвка, «минус шестьдесят», монодиеты, серьга в ухе (и сопутствующие ей жесточайшие ограничения потребления не только еды, но и воды), «пятнашки», интервальное питание (оно же — «диета воина»). К ненавистным в четырнадцать лет 65-ти килограммам к тридцати пяти годам добавились еще почти 30 и компульсивное расстройство: я ела постоянно, хотя уже давно не испытывала никакого удовольствия от еды — только боль от переполненного желудка, тошноту и изжогу. В моменты кризисов в ход шло всё: батоны, старые запасы варенья, древние банки консервов с дальних полок.
Лет семь-восемь назад в Рунете начала появляться информация о расстройствах пищевого поведения. Это помогло: вместо очередной диеты я пошла к психотерапевту, и приступы сошли на нет. Вес без всяких усилий пополз вниз, но я не строю иллюзий — ни 65 килограмм, ни спокойного отношения к еде не вернуть. Иногда я думаю: а что было бы, если бы я сейчас могла поговорить с собой двадцатилетней давности? Что я сказала бы ей, юной и, стройной, но всё равно собирающейся с однокурсницей отправиться вставлять магическую серьгу, убивающую аппетит?
Я смотрю на окружающих меня женщин и вижу, что информация о вреде ограничений питания мало что меняет. Их всё равно используют: девушки согласны рискнуть ради нового прекрасного тела, что бы не говорили исследования. Я вряд ли смогу отговорить кого-то от использования диет, но хочу рассказать о некоторых вещах, которые, возможно, позволят тебе вовремя остановиться, не дав первому эксперименту превратиться в персональный ад на пару десятков лет.
Первое: никогда не садись на диету, если ненавидишь своё тело
Ненависть будет застилать глаза, и любые результаты покажутся ничтожными. Всё время будет казаться, что тело недостаточно хорошо — тут висит, там выпирает. Недавно я перетряхнула шкафы и раздала остатки одежды из прежней «худой» жизни: пиджак отлично сел на подругу на голову ниже меня, которая носит 42-размер. Отлично помню: когда я влезала в этот пиджак, то считала себя толстой. Не отвратительно жирной, но определенно нуждающейся в доработке: сброшенных 17 килограмм было недостаточно, следовало избавиться ещё от пяти, а лучше семи.