Наш долг перед Африкой: почему избыточное потребление стало постыдным
Forbes Life считает важным обсуждать со своими героями вопросы новой этики ХХI века. Предприниматель, инвестор Дмитрий Волков объясняет, почему в современном мире нужно несколько раз подумать, прежде чем купить себе новый iPhone или дорогую машину.
Россия списала $20 млрд долга Африке. И тут же появились недовольные: «А нужно ли было это делать? И нельзя ли было найти место этим деньгам у себя на родине?» Действительно, какое дело нам до Африки? Здесь и собственных проблем хватает: безработица, пенсии, национальная безопасность, в конце концов. Но некоторые считают, что долг перед Африкой, напротив, многим больше. И только двадцатью миллиардами государственных денег здесь не обойтись — каждому лично следует доплатить. Так утверждает Питер Сингер, австралийский философ, преподающий в Принстонском университете, он полагает, что перед Африкой у всех большой моральный долг.
Журналисты Time назвали его одним из самых влиятельных мыслителей современности. Он — этик, занимается вопросами добра и зла. И стал известен после публикации книги «Освобождение животных. Новая этика нашего обращения с животными», в которой утверждается, что при определении моральных норм следует учитывать интересы всех живых существ. Страдать могут все, считает автор. И если руководствоваться принципом утилитаризма, то есть уменьшения страдания на планете, минимизировать следует страдания всех видов. Сингеру пытались возразить: разве интеллект животных не значительно меньше, чем у среднего человека? Интеллект не влияет на определение прав, считает философ. Интеллект маленьких детей незначительно отличается от интеллекта некоторых животных; есть и взрослые люди с низким интеллектом. Но мы учитываем их интересы в наших моральных суждениях не меньше, чем интересы взрослых развитых людей. Сингер предложил расширить круг существ, на которые распространяются моральные законы. Но еще он предлагает эти моральные законы пересмотреть.