Ностальгический алкоголь: почему коктейли в банках снова стали популярны
Россияне вновь обратили внимание на алкогольные коктейли в банках и бутылках — их продажи в 2023 году выросли на 40%. Эксперты не видят в этом возвращения к полумаргинальному потреблению спиртного конца 90-х. Сказались шлейф барной культуры, возможность экспериментировать со вкусами и трудности с импортным вином. К тому же потребление сладкого алкоголя — один из вариантов борьбы со стрессом.
Доля слабоалкогольных коктейлей в общем объеме алкогольного рынка России пока невелика, но второй год подряд показывает очень высокие темпы прироста продаж. По данным NielsenIQ, за период с апреля 2022 года по апрель 2023-й продажи коктейлей выросли на 53,1% в денежном выражении и на 30,9% в натуральном. Рост продолжился: в новом исследовании (есть у Forbes) специалисты NielsenIQ приводят данные, что за весь 2023 год продажи коктейлей увеличились на 40,6% в натуральном выражении (при исследовании не учитывались напитки на основе пива). Для сравнения, продажи пива за тот же период выросли на 1,3%, водки снизились на 1,6%, а продажи алкогольной продукции в целом прибавили 1,6%.
Несмотря на высокие темпы, потенциал для дальнейшего роста еще далеко не исчерпан, так как в натуральном выражении основную долю рынка все еще занимают пиво (82,6%) и водка (9,9%), а на алкогольные коктейли приходится пока всего 2,3%. По данным Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году производство слабоалкогольных напитков (без пива, пивных напитков, сидра, пуаре — перебродившего грушевого сока и медовухи) составило 22,3 млн дал (1 дал равен 10 литрам), что на 18% больше, чем в 2022 году, а это уже 10% рынка.
«Рынок именно коктейлей в 2023 году достиг 19 млн дал, — подсчитала исполнительный директор маркетингового агентства Indexbox Екатерина Колина. — Ощутимый рост последних лет произошел за счет эффекта низкой базы».
Джин и спирт — самая популярная основа для коктейлей, на них приходится 70%, хотя производители активно запускают новинки и в других сегментах, говорится в исследовании NielsenIQ. Вообще 15% от общего количества запущенных в 2023 году брендов на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) составляют алкогольные напитки, больше доля только у кондитерских изделий — 22%.
Отголоски барной культуры
Чем привлекают покупателей готовые коктейли? Собеседники Forbes полагают, что все дело в смеси современной барной культуры и ностальгии по началу 2000-х, когда страну захлестнула первая волна популярности коктейлей в банках.
«Рост продаж коктейлей вписывается в общий тренд на слабоалкогольное потребление, — рассуждает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Коктейли нравятся тем, кто любит экспериментировать, и это некий шлейф динамично развивающейся в России барной культуры». В исследовании NielsenIQ тоже отмечается, что покупатели все чаще задумываются об употреблении напитков, привычных по вкусу, но с меньшим содержанием спирта, поэтому выбирают именно слабоалкогольные коктейли.