Лиза Моряк: «Я была готова побороться за роль Татьяны»
«Мне никто не говорил, что я буду играть Татьяну. И я, как воспитанный и тактичный человек, ни о чем не спрашивала. Было бы наглостью подойти к Сарику и спросить: «Я буду играть Татьяну?» — рассказывает актриса Лиза Моряк.
Фильм режиссера Сарика Андреасяна «Онегин», в котором вы сыграли главную роль Татьяны, еще до премьеры имел большой успех: о нем говорили, его обсуждали, а некоторые даже, не видев картины, критиковали...
— Мы хотели, чтобы об этом фильме узнало как можно больше людей. И, думаю, с поставленной задачей справились. «Онегин» вызывает интерес, люди хотят посмотреть экранизацию любимого романа, составить собственное мнение.
— В одном интервью Сарик сказал, что идея снять фильм по роману Пушкина «Евгений Онегин» возникла у него давно, десять лет назад. А когда вы появились в его жизни, желание экранизировать роман вспыхнуло вновь. Не помните, как это было?
— Я не помню того момента, когда Сарик решил, что будет снимать «Онегина». Не было такого, что он проснулся и сказал: «Время пришло! Надо снимать». Когда речь заходит о чем-то серьезном в нашей жизни, мы стараемся про это говорить меньше. Так было и с «Онегиным». Безусловно, я знала, что идет работа над проектом, пишется сценарий. Но я не задавала никаких вопросов, хотя, конечно, было интересно, например, кто будет играть Татьяну.
— А вы не знали? Сарик вам не сразу сказал, что в главной роли видит вас?
— Мне никто этого не говорил. И я, как воспитанный и тактичный человек, ни о чем не спрашивала. Было бы наглостью подойти к Сарику и спросить: «Я буду играть Татьяну?» Но мне очень хотелось попасть на пробы, чтобы муж меня увидел. Я была готова побороться за роль Татьяны!
Когда шла на пробы, была уверена, что я не единственная претендентка. И хотела приложить все усилия, выложиться на все сто процентов, чтобы роль досталась мне. Но я была единственной. Возможно, Сарик сразу понял, что я буду играть Татьяну. А устроил мне пробы, чтобы быть уверенным, что я справлюсь.
Они проходили в особняке в центре Москвы и заняли полноценный съемочный день. Я очень переживала, нервничала, понимала всю ответственность. Накануне попросила Сарика показать мне пробы Виктора Добронравова — он был утвержден на роль Онегина, — чтобы посмотреть, как он существует в кадре. Мне хотелось ему соответствовать. Он давно купается в этом материале и чувствует себя в нем уверенно. Виктор играл «Онегина» на сцене театра, у него огромный опыт. И мне важно было не упасть лицом в грязь и показать, что я справлюсь с задачей. Поэтому, прежде чем попасть на эти пробы, я провела внутреннюю работу, проанализировала работу коллег, чтобы подтянуться до их мастерства. И на пробах наблюдала, как они играют.
Я понимала, что мне нужно хорошо сделать пробы, что роль будет моей, если я попаду в образ. И Сарику все понравилось. Я поняла, что моя Татьяна должна быть загадочной, томной, и одновременно в глазах у нее должен светиться ум. Я это быстро нащупала. Мы с Сариком обсуждали мою роль, я говорила ему, какая героиня у меня будет, какой я ее вижу, как ее чувствую, как буду играть.
Я специально не смотрела Татьян в других экранизациях романа, чтобы не повторяться, не перетащить манеру игры. Мне кажется, это тоже часть успеха — не смотреть, как это делали другие. Я сразу решила, что моя Татьяна будет другой. Я не хочу ни сравнивать себя, ни подсматривать, кто и как ее играл.
— В одном интервью Сарик сказал, что вы словно родились для этой роли...
— Он это сказал, когда мы уже сняли фильм. Моя работа вдохновила Сарика. Ему понравилось то, какой я сделала Татьяну. Он горд, что его жена талантлива. Когда фильм был на монтаже, Сарик сказал: «Каждый раз, когда смотрю фильм, плачу». Оператор, который снимал фильм, сказал: «Это одна из лучших ролей Лизы».
— Вы посмотрели картину до премьеры? Какие были чувства?
— Сарик сознательно не показывал артистам фильм заранее, потому что хотел, чтобы именно на премьере у них случился катарсис. В кинотеатре «Октябрь», где прошла премьера «Онегина», самый огромный экран, и там любой фильм в принципе воспринимается намного лучше за счет размеров экрана и атмосферы. Все большие премьеры Сарика обожаю смотреть в «Октябре», и у меня каждый раз прорываются слезы. И в этот раз я тоже расплакалась от чувств, которые меня переполняли.
— Лиза, когда в школе вы читали роман «Евгений Онегин», наверное, даже представить не могли, что когда-нибудь исполните роль Татьяны в кино...
— Когда училась в школе, то даже не предполагала, что стану актрисой. Что уж говорить о роли Татьяны... Я тогда жила в Твери, и моя судьба как будто была предопределена: я должна была поступить в Тверской государственный университет, отучиться, выйти замуж и т. д. Я, безусловно, обладала сценическим талантом: танцевала в ансамбле «Летите, голуби!», была солисткой, потом увлеклась бально-спортивными танцами. В принципе, я всегда выходила на сцену. Понятно, это были ДК нашего города, но ощущение ответственности, зрителя всегда было, и мне это нравилось.
Когда читала «Евгения Онегина» в школе, роман мне не срезонировал. Мне кажется, я была слишком маленькой, чтобы понять всю полноту смысла, который кроется в произведении. А вот в театральном институте «Евгения Онегина» я открыла по-новому. И конечно, как любой актрисе, мне хотелось сыграть роль Татьяны.
— С какими трудностями пришлось столкнуться во время съемок?
— Я очень боюсь лошадей, а по сюжету мне нужно было с ними взаимодействовать. Однажды я стала свидетелем, как мою младшую сестру скинула лошадь. Соня успела убежать, иначе бы ее просто затоптали. С тех пор я обхожу лошадей стороной. Но в сценарии был эпизод, когда я иду по лесной тропинке к Онегину и веду под уздцы коня. И вот звучит команда: «Камера, мотор!», я начинаю двигаться и вижу, как этот конь идет на меня. Он изначально вел себя агрессивно, брыкался. И я сворачиваю налево, меняю траекторию прямо во время дубля. Думала, может, никто не заметит. Но все заметили, и Сарик прокричал: «Стоп!» В итоге лошадь убрали из кадра.
— Лиза, часто ли Сарик предлагает вам роли в своих проектах?
— Если Сарик видит, что роль мне подходит и я с ней справлюсь, то предлагает. Мне, конечно, очень приятно, что муж видит во мне разных интересных героинь. Помню, задолго до «Онегина» за ужином Сарик рассказывал об очень крутом проекте и сказал: «Я бы хотел, чтобы ты сыграла эту роль». Я разрыдалась от счастья. Но, к сожалению, эту роль я не сыграю. А тогда мне было так приятно, так радостно, что я не могла сдержать слез. Еще, так же за ужином, Сарик сказал, что во втором сезоне «Чикатило» есть очень классная роль Аллы, девушки маньяка, который подражает Чикатило. Она становится его жертвой. Сарик предложил подумать, почитать сценарий. Конечно, от таких ярких персонажей не отказываются. Если бы роль мне не подходила, он ее не предложил бы.
Сарик производит порядка двадцати проектов в год. Если бы я соглашалась на все его предложения, то у меня не было бы времени на семью, я бы сутками снималась. Я медийная актриса, у меня есть любящий муж, прекрасная дочь, и мне сейчас очень комфортно. Я не гонюсь за ролями и деньгами. Не готова проводить 365 дней в году в киноэкспедициях, чтобы чувствовать себя востребованной. В общем, я не фанатик.