Нормальная родня: как кино учит нас здоровым отношениям
Дисфункциональная семья — источник интересных киносюжетов и плохой пример для подражания. Но если показать на экране нормальные отношения между близкими людьми, не окажется ли такой фильм приторным и скучным? Разбираемся, как сценаристы и режиссеры по-новому показывают родственные связи
В фильме ирландского режиссера Колма Байрида «Тихоня» (2022) девочка уезжает на лето от своей многодетной семьи, где никому нет до нее дела, к дальним родственникам. Те относятся к девочке с вниманием и любовью, и нам показывают, как постепенно герои расцветают под влиянием гармоничных отношений. Наблюдая за этой идиллической картиной, сложно избавиться от мысли: «Ну а где же конфликт? В чем смысл?» Оказывается, смысл состоит в том, чтобы показать нам, как люди могут излечивать, а не разрушать друг друга.
В сентябре перед началом международного кинофестиваля в Торонто один из его кураторов Джейн Шетле отметила, что одной из главных тем современного кино стал поиск идентичности. В этом нет ничего удивительного — кинематограф, как и любой другой вид искусства, рефлексирует на темы, которые волнуют общество. В связи с расцветом woke-культуры или, как говорят в России, «новой этики», многие пытаются понять, кем являются в этом по-новому расчерченном мире. Редко когда вопросы идентичности не связаны так или иначе с семьей и отношениями, поэтому огромное количество фильмов в последние годы рассуждают о травмах, нанесенных теми, кому мы доверяем больше всего.
И это не какой-то нишевый запрос артхаусного фестивального кино, а проблема, волнующая абсолютно всех. Блокбастер Marvel «Черная пантера: Ваканда навеки» Райана Куглера добрую половину фильма пытается прожить горе, связанное со смертью главного героя — надежды и опоры и семьи, и целого народа. А его сестра Шури должна решить для себя, к какому голосу предков прислушаться. В инди-хите этого года «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта за искусно продуманной и довольно тяжеловесной конструкцией, в которой есть мультивселенная, руки-сосиски, говорящие булыжники и черная дыра в виде пончика, скрывается конфликт, связанный с банальным неумением героев говорить о своих чувствах. Главная героиня Эвелин (Мишель Йео) должна спасти свою дочь Джой от злой сущности Джобу Тупаки, которая символизирует нелюбовь и одиночество, порожденные нежеланием матери принять дочь такой какая она есть.
Похожая родовая травма служит основной сюжета мультфильма «Я краснею» — героиня превращается в панду каждый раз, когда испытывает сильные эмоции, потому что пытается подавить их — этому она научилась от своей матери, а та — от своей. В фильме «Фабельманы» один из главных режиссеров современности Стивен Спилберг признается, что кино стало для него единственным способом говорить о своих чувствах из-за проблем в семье. Романтические отношения тоже не остаются без внимания режиссеров, и чаще всего о них говорят в жанре хоррора или триллера — об абьюзе («Не волнуйся, солнышко»), газлайтинге («Наблюдающий»), созависимости («Воскрешение») и свиданиях, в которых все идет не так («Свежатинка»).
От обиды к поддержке
В общем, если что-то пошло не так, все начинают искать источник проблем в семье. Увлечение режиссеров этой темой объяснимо — кино становится формой терапии и для кинематографистов, и для зрителей. Но что если фильм рассказывает о хорошей, любящей семье, где все поддерживают друг друга несмотря ни на что? Звучит не очень увлекательно, по крайней мере, с точки зрения сценария. Однако удачные примеры существуют.