Детство на тарелке
Своё детство, которое пришлось на 1970-е годы, керамистка Елена Скворцова помнит настолько хорошо, что ей даже не приходится доставать фотографии, чтобы нарисовать эти шубки и шапки, валенки и варежки, санки, ёлки и игрушки. «Советскую» тему она начала случайно, и больше для себя, но именно с ней стала популярной. «Это же мы! » – удивляются её поклонники. И да, это мы.
В Москве с 60-х годов было прекрасное заведение – Воронцовский экспериментально-творческий производственный комбинат.
Пятиэтажное здание, в котором разные художники делали всякие свои художества – и «металлисты», и стекольщики, и керамисты. Советский Союз кончился, а здание осталось, и в нём остались большие печи и – главное – живой очаг культуры в виде художников. Там-то я и работала. И там лет семь назад, случайно, в результате, можно сказать, ошибки, начался мой «советский» период.
До этого я работала в разных техниках: расписывала цветной глазурью большие тарелки, работала с антикварными блюдами Кузнецовского завода, занималась мелкой пластикой. Всё это пользовалось спросом и продавалось довольно успешно. Однажды я ждала, когда на этом комбинате мне покроют белой эмалью очередную партию тарелок. Чтобы я могла их расписывать, эмаль должна была быть сырая – а её случайно обожгли. И вот у меня на руках 20 тарелок, готовых, белых, блестящих – и ужасно скучных.
Но не выбрасывать же их. Я стала пробовать что-то сделать, начала рисовать на них черным красителем и случайно набрела на этот «пушистенький» стиль – это когда здорово получаются звери, детские шубки, снег – краситель ложится «пушисто». В то же время черный так обжигался в печи, что получалось иногда что-то вроде сепии, и это напомнило мне мои старые фотографии, какие-то прекрасные детские сюжеты. Сначала я порисовала медведиков, просто чтобы привыкнуть. Потом стала себя рисовать в шубке, и постепенно, постепенно, по ассоциациям, развернулась именно эта тема: советское детство, зима, Новый год. Сразу стало понятно, что это будет пользоваться успехом. Во-первых, это графика, её легко понимать, она всем очень по сердцу, как и общая «пушистость». Во-вторых, детство – важная и питательная часть нашей жизни. И действительно, эти работы сразу привлекли к себе большое внимание и привлекают до сих пор.