Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века

N+1История

«Идол, защищайся!»

Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века

Альпина нон-фикшн, научно-популярное издательство

Люди всегда наделяли магическим смыслом и почитали изображения богов и святых: иконы, идолы и даже иллюстрации в книгах. Образы неугодных богов, еретиков и демонов, по их мнению, точно так же обладали сверхъестественной силой, поэтому их ненавидели, боялись и нередко пытались им навредить. В книге «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века» (издательство «Альпина нон-фикшн») медиевист Михаил Майзульс рассказывает, как и почему в средневековой Европе люди стремились испачкать, ослепить или целиком уничтожить изображения чужих богов, бесов и грешников. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным вере в то, что языческие идолы могут угрожать людям.

Люди всегда наделяли магическим смыслом и почитали изображения богов и святых: иконы, идолы и даже иллюстрации в книгах. Образы неугодных богов, еретиков и демонов, по их мнению, точно так же обладали сверхъестественной силой, поэтому их ненавидели, боялись и нередко пытались им навредить. В книге «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века» (издательство «Альпина нон-фикшн») медиевист Михаил Майзульс рассказывает, как и почему в средневековой Европе люди стремились испачкать, ослепить или целиком уничтожить изображения чужих богов, бесов и грешников. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным вере в то, что языческие идолы могут угрожать людям.

Может ли дьявол жить в изображении?

В основе христианского культа образов лежало представление о том, что Христос, Дева Мария и святые очень часто действуют на земле через иконы, фрески или статуи, на которых запечатлены их лики. Видимо, с похожей меркой порой подходили и к изображениям дьявола и демонов. Как святые отвечают на просьбы, исцеляют или совершают другие чудеса через свои «портреты», так и бесы через свои могут вредить и губить.

Одним из главных инструментов христианской критики многобожия был тезис о том, что языческие боги — это на самом деле демоны, а идолы — это их «обиталища». Как сказано в Первом послании к коринфянам (10:20), «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу». Эта мысль емко сформулирована Иаковом Ворагинским в «Золотой легенде» (ок. 1260). Там бесы говорят св. Лонгину, что живут в идолах: «Наше жилище там, где не поминают Христа и не творят крестного знамения». Соответственно, греко- римские, кельтские, германские, славянские, индуистские, буддистские и прочие культовые изображения, с которыми в Европе, а позже и за ее пределами сталкивались христианские клирики или миряне, часто воспринимались как места пребывания бесов. А значит, их следовало очистить, а нечистых духов — изгнать (рис. 48).

Демоны живут в идолах. Но что значит «жить» и каково отношение между мертвой материей и скрытой в ней демонической силой? Как пишет искусствовед Борис Бернштейн, с точки зрения христианского богословия «статуи представляют собой скорее пустую форму, которую демоны могут посещать и покидать. Но эта относительная автономия — не для обыденного ума, который в течение столетий будет воспринимать античные изваяния как „белых дьяволов“ в прямом смысле, так, будто бесовская персона полностью совпадает с материальной субстанцией изображения».

Рис. 48. Многочисленные средневековые предания, восходящие к апокрифическому Евангелию Псевдо-Матфея, рассказывали о том, как во время бегства Святого семейства в Египет при появлении Девы Марии с младенцем Иисусом идолы местных божеств пали оземь и развалились на части. Тем самым они явили собственное ничтожество и исполнили предсказание пророка Исайи: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19:1). На этой миниатюре идолы, которые валятся с колонн, скорее похожи не на статуи, а на живые тела: левый больше напоминает человека, а правый с рогами — демона. Псалтирь святого Людовика и Бланки Кастильской. Париж, ок. 1225–1235 гг. Paris. Bibliothèque de l’Arsenal, Ms-1186 réserve. Fol. 19v

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении