Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира
В 2025 году в США на стадионах будущего Кубка мира по футболу должен пройти первый клубный чемпионат мира, Международная федерация футбола (ФИФА) возлагала на турнир большие надежды, рассчитывая заработать на нем миллиарды. Однако до сих пор федерации так и не удалось заключить выгодный контракт на трансляции клубного чемпионата мира и договориться с потенциальными спонсорами. Forbes Sport рассказывает подробности.
Переговоры с Apple TV+ сорвались, у спонсоров возникли вопросы
В апреле 2024 года The New York Times сообщила о том, что переговоры между ФИФА и американским стриминговым сервисом Apple TV+ о покупке прав на трансляцию поединков новообразованного турнира — клубного чемпионата мира — перешли в «продвинутую стадию». По словам источников издания, обсуждался многолетний контракт на $1 млрд. Для Apple это соглашение должно было стать очередным шагом к масштабному выходу на спортивный рынок после подписания в 2022 году 10-летней сделки стоимостью $2,5 млрд на показ матчей Главной лиги футбола (МЛС).
В последние годы стриминговые сервисы, стремясь привлечь больше подписчиков, все больше интересуются прямыми трансляциями спортивных состязаний. В прошлом сезоне Peacock транслировал игру плей-офф Национальной футбольной лиги (НФЛ), а Amazon Prime с 2022 года показывает игры НФЛ по четвергам вечером. У Apple также есть сделка на трансляцию игр Главной лиги бейсбола (МЛБ). Netflix больше фокусируется на спортивных документальных фильмах, хотя недавно платформа перешла на прямые трансляции «сопутствующих спорту программ», включая многомиллиардную сделку на флагманское еженедельное рестлинг-шоу World Wrestling Entertainment «Raw».
Однако в июне 2024 года стало известно, что переговоры международной футбольной федерации и американского медиа-гиганта так и не принесли результата. По данным Bloomberg, ФИФА не устроила цена вопроса — организация рассчитывала заключить сделку не менее, чем на $4 млрд. «ФИФА полностью уверена в коммерческом и спортивном успехе турнира, — подчеркивал его уникальность президент ФИФА Джанни Инфантино. — Мы ведем регулярный и продуктивный диалог с ключевыми контрагентами, включая потенциальные площадки, медиа- и коммерческих партнеров, и, конечно, сами клубы».
Расхождения в оценке суммы контракта оказались не единственной причиной срыва переговоров. Потенциальный переход эксклюзивных прав на показ клубного чемпионата мира к Apple TV+ мог стать проблемой для потенциальных спонсоров, которые предпочитают, чтобы турнир демонстрировался в бесплатных сетях, а не только по подписке стримера. Кроме того, клубный ЧМ, несмотря на относительно скорое проведение, все еще остается малопонятным продуктом с размытыми перспективами.
Пока что известно, что 12 команд на турнир делегирует Европа, шесть будут представлять Южную Америку, по четыре — Африку, Северную Америку и Азию, еще по одной путевке получат Океания и страна-организатор. Однако потенциальным покупателям мало знать «химический состав» продукта, их интересует, в каких городах и на стадионах он будет проводиться (кроме того, что турнир пройдет в США, пока ничего неизвестно), на каких глобальных площадках его увидит зритель и тд. Флагманские спонсоры ФИФА также выразили недоумение позицией Инфантино, который потребовал дополнительной платы за присутствие на КЧМ, хотя при подписании контрактов у них стоял пункт «все турниры ФИФА». Как сообщает SportsPro Media, Инфантино неожиданно для партнеров объявил, что клубный чемпионат мира продается отдельным пакетом, поскольку турнира