Видкун Квислинг, символ предательства
После Иуды Искариота мало кто мог похвастаться тем, что его имя собственное стало нарицательным, синонимом предателя. В каждой стране, захваченной нацистской Германией, находились свои коллаборационисты: Петен и Тисо, Павелич и Островский. Но никто не получил такую порцию презрения при жизни и после смерти, как норвежец Видкун Квислинг.
В 1942 году почта Норвегии выпустила марку с профилем премьер-министра страны и надпечаткой: 1 февраля 1942 года. Эту дату Видкун Квислинг посчитал днём своего триумфа. Наконец-то глава фашистской партии «Национальное единение» получил, как он считал, всю полноту власти, став министром-президентом. Но получил он не так много, а потерял всё — в первую очередь честь, репутацию и моральный облик.
В историю он вошёл как символ бессмысленного и бесчестного предательства. Между тем биография Квислинга — настоящий приключенческий роман. Он увидел своими глазами первый год советской власти и начало Гражданской войны: с марта по декабрь 1918 года Квислинг возглавлял норвежскую дипмиссию в Петрограде. В 1920-х годах он несколько раз возвращался в советское государство с гуманитарными миссиями по просьбе Фритьофа Нансена: помогал голодающему Харькову в 1922-1923 годах; занимался репатриацией армян в 1925 году.
Соблазн увидеть в этой части его биографии корни будущих нацистских убеждений Квислинга велик — мол, он увидел ужасы большевизма и примкнул к его противникам. Но на самом деле его мотивы были туманны. Скорее всего, Квислинг был всего лишь оппортунистом с завышенными амбициями. В какой-то момент он даже примкнул к норвежским коммунистам, но затем выбрал другой путь — создания фашистской (скорее даже,