Университет охраны детства
Игорь Гулин о ВХУТЕМАСе и детях
В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Детский ВХУТЕМАС», позволяющая разглядеть инфантильную сторону советского авангарда и его главного учебного заведения.
На протяжении всей истории европейского авангарда детство было одним из главных его собеседников. Вместе с первобытным искусством и новой наукой оно представляло другое зрение, было источником для остранения обыденных вещей и наскучивших чувств — одним из утопических пространств, откуда велось наступление на привычную жизнь.
Когда русский авангард стал искусством революции, получил призрачное обещание реальной власти над жизнью, у детства появился второй смысл. Дети были потенциальными новыми людьми — теми, для кого и стоило преобразовывать мир, создавать новые формы и правила. Публика революционного авангарда должна была стать не зрителем, но материалом. Однако публика взрослая была материалом неподатливым (авангардные вещи мало кому нравились, конструктивистские дома казались уродливыми, мещанство было неискоренимо). Дети представлялись материалом более перспективным.
В отношениях советского авангарда и детства есть своеобразная диалектика — установка на своего рода двойную, двунаправленную перековку человека. Первый момент здесь — желание увидеть в ребенке маленького, но почти готового взрослого, вырвать его из приторно-буржуазной детской культуры с ее сказками и куклами. Отсюда — детские книжки, освещающие вопросы геополитики и экономики, историю революционных движений, механику трудового процесса от завода до кухни. (На выставке в галерее «На Шаболовке» их не так много, но есть, например, не очень известная «История апельсина» Сергея Шервинского с иллюстрацией Лидии Жолткевич, демонстрирующая работу мировой экономики на примере цитрусов.) Эти книги не то же самое, что позднейшие энциклопедии для детей. Последние предоставляют знания, учат учиться, подчиняют ребенка системе просвещения с ее четкими иерархиями. Первые сразу же включают его в жизнь, делают