Кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали

Культура.РФИстория

Киностудии дореволюционной России

Автор: Анастасия Войко

0:00 /
895.717
Фотограф и кинооператор, основатель киностудии «Торговый дом Дранкова» Александр Дранков. Фотография: Museikino.ru

Уже через несколько месяцев после киносеансов, которые устроили братья Люмьер в декабре 1895 года, фильмы начали снимать и в России. Первые дореволюционные ленты были документальными хрониками из жизни императорской семьи. Однако в начале XX века появились игровые фильмы. О том, кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали, читайте в материале портала «Культура.РФ».

«Первое в России синематографическое ателье»

Еще в конце XIX века севастопольский фотограф Александр Дранков переехал в Петербург и основал там собственную студию. К середине 1900-х у него было больше 50 ателье. Дранков стал одним из самых популярных фотографов России и даже получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» за портреты Николая II.

В 1907 году Александр Дранков побывал во Франции и Великобритании. За границей он посещал киносеансы, а после возвращения в Россию решил основать «первое в России синематографическое ателье», которое получило название «Торговый дом Дранкова».

Первые фильмы ателье были документальными. Дранков нанял операторов, которые создали хронику Первой русской революции 1905–1907 годов.

В 1907 году на студии начали снимать первый игровой фильм — трагедию «Борис Годунов» по книге Александра Пушкина. Однако завершить его не удалось. Создатели ленты еще не понимали, как правильно располагать декорации, а актеры — как вести себя в кадре.

В кинотеатрах «Бориса Годунова» все же показали. В прокат картина вышла в незаконченном виде под названием «Сцены из боярской жизни».

Уже в следующем году Дранков снял фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Ленту считают первой короткометражкой Российской империи. Из-за картины возник спор об авторских правах: изначально Дранков создавал киноиллюстрации к спектаклю режиссера Василия Гончарова, а потом составил из этих кадров фильм. После премьеры картины Гончаров подал на Дранкова в суд. Однако по законодательству тех времен сценарии не считались литературным произведением, поэтому иск Гончарова суд не удовлетворил.

Дранков создал и первый в России детективный сериал — фильм из восьми эпизодов «Приключения знаменитой авантюристки Софии Блювштейн». Чтобы продвигать эту и другие свои ленты, он начал печатать открытки с кадрами из картин.

Первый в мире мультфильм

Основатель киностудии «А. Ханжонков и Ко» Александр Ханжонков. Фотография: Ruspekh.ru

Вторую российскую киностудию основал Александр Ханжонков, отставной военный. В 1906 году он впервые посетил кинотеатр, а после этого решил на свою пенсию открыть в Москве торговый дом «А. Ханжонков и Ко».

Несколько лет сотрудники предприятия покупали за границей иностранные художественные фильмы и переводили их на русский язык. А в самом ателье Ханжонкова выпускали короткометражки о российской природе. Первый художественный фильм торгового дома вышел в 1909 году. В короткометражке «Драма в таборе подмосковных цыган» у Ханжонкова впервые снялись актеры.

С 1909 года с Александром Ханжонковым начал сотрудничать Василий Гончаров. Для торгового дома он создал ленты «Песнь про купца Калашникова» и «Чародейка». Во время работы над картиной «Русская свадьба XVI столетия» Гончаров требовал снимать каждый эпизод определенное количество времени — ходил по съемочной площадке с секундомером. Актеры не успевали подготовиться к новым сценам. Тогда Ханжонков придумал новую должность: у Гончарова впервые в истории русского кинематографа появился помощник режиссера. Он контролировал процесс съемок.

В следующие несколько лет для торгового дома «А. Ханжонков и Ко» Гончаров снял фильмы «Мазепа», «Волга и Сибирь». О его ленте «Ванька-ключник» в журнале «Сине-фоно» писали: «Картину можно назвать очень удачной как с артистической, так и с технической стороны! И это нас радует: …за русское кинематографическое искусство, будущность которого впереди».

В 1911 году Гончаров предложил снять на студии первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Ханжонков не хотел вкладывать в картину свои средства, поэтому режиссер поехал в Петербург — на прием к императору. Николай II выделил деньги на съемку. По его распоряжению в батальных сценах ленты участвовали регулярные подразделения Русской армии.

Кукольный мультфильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912)

В следующем году на студии вышел первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В нем режиссер Владислав Старевич спародировал популярные тогда исторические картины о жизни аристократов. Все герои мультфильма — насекомые. Старевич сам сделал их куклы из высушенных тел жуков, пластилина и проволоки. Режиссер использовал технику покадровой съемки. Он заранее продумал все движения кукол, разделил их на несколько фаз, каждую из которых снимал отдельно.

Из-за необычной техники Старевича мультфильм стал популярен и в России, и за рубежом. В лондонской газете Evening News писали: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения».

Первые выпуски новостей и экранизация классической литературы

В 1909 году Пауль Тиман, потомок богатой немецкой семьи из Юрьева (сейчас — Тарту, Эстония), основал еще одну российскую кинофирму.

В начале 1900-х он жил в Париже и работал на французской киностудии «Гомон». Через два года Тиман переехал в Москву и стал сотрудником российского филиала этой же компании. Он снимал первые новостные альманахи — короткие ролики о важных событиях Российской империи.

Художественный фильм Владимира Гардина «Крейцерова соната» (1914)

Деньги на создание собственной кинофирмы Тиману выделил табачный фабрикант Фридрих Рейнгардт, поэтому ателье получило название «Торговый дом П. Тиман и Ф. Рейнгардт». В 1909 году фабрика выпустила свой первый фильм — «Смерть Иоанна Грозного» по мотивам пьес Алексея Константиновича Толстого. В этой картине дебютировал актер Яков Протазанов, а съемки контролировал приглашенный из Италии оператор Антонио Серрано. Однако из-за его ошибки весь фильм получился размытым. Оператор неправильно настроил камеру, а пленку проявили только спустя несколько месяцев после окончания съемок. Критики назвали картину «провалом русского кино».

Представьте себе, что такая картина, как «Смерть Иоанна Грозного», попадает к французам. Они не будут смеяться над ней, они только подумают: на какой низкой ступени стоит еще и русская синематографическая промышленность, и попутно с этим фотографическое и сценическое искусство. Они не будут смеяться, нет, но мы будем краснеть и с досады плакать. Журнал «Сине-фоно», 1909 год, №4

Чтобы привлечь зрителей, Тиман решил снять несколько фильмов по мотивам классической литературы и объединить их в «Русскую золотую серию». Первой картиной стала дебютная режиссерская работа Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан». Следом вышли «Кавказский пленник», «Демон», «Анна Каренина». Кроме Протазанова для Тимана снимал фильмы Владимир Гардин и иностранные режиссеры.

«Русская золотая серия» была популярна и у зрителей, и у критиков. Ее создатели совершенствовали техники съемки и экспериментировали с декорациями. Например, оператор ленты «Дворянское гнездо» Александр Левицкий создал специальный поворотный круг, который позволял вращать декорации в зависимости от положения солнца.

После начала Первой мировой войны Пауля Тимана как этнического немца выслали из Москвы. Вскоре Яков Протазанов и Владимир Гардин ушли в другие фирмы, и производство пришлось закрыть. После революции Тиман уехал во Францию. Он создал кинофирму «Товарищество П. Тимана и Ко», в которой работали русские эмигранты.

Товарищество Иосифа Ермольева: новые операторские приемы

Основатель киностудии «Товарищество И. Ермольева» Иосиф Ермольев. Фотография: Peoples.ru

В 1915 году в России появилось еще одно киноателье — «Товарищество И. Ермольева». Его основал юрист Иосиф Ермольев. В 1916 году он за большую зарплату — 12 тысяч рублей в год — переманил в свое ателье Якова Протазанова. Вскоре от Ханжонкова к Ермольеву перешел актер Иван Мозжухин.

В 1916 году Протазанов экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». Главную роль в фильме исполнил Иван Мозжухин. В картине впервые использовали новые для кинематографа тех лет ракурсы: «субъективную камеру» — взгляд со стороны персонажа, вид сверху. В этом же фильме впервые сняли уличную сцену в павильоне, а не на натуре. Картина стала одной из самых популярных в 1910-х годах. Киновед Ромил Соболев писал: «Пиковая дама» — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение».

До 1918 года Протазанов снял на студии Ермольева еще несколько известных фильмов, среди которых «Прокурор», «Отец Сергий» и «Сатана ликующий». Во всех картинах режиссера главную роль сыграл Иван Мозжухин.

В начале 1920-х Иосиф Ермольев эмигрировал. Он поселился во Франции, где организовал компанию Ermolieff-Cinéma. На ней переводили российские фильмы для иностранного проката.

В 1936 году за заслуги в области французской кинопромышленности Ермольева наградили орденом Почетного легиона. Через год он переехал в США, где до конца жизни продюсировал фильмы в Голливуде.

Первые социальные драмы

Еще одну киностудию — «Торговый дом «Русь» — основали в 1915 году инженер Моисей Алейников и купец Михаил Трофимов.

Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр. Михаил Трофимов

В первые несколько лет на студии экранизировали классическую литературу. Фильмы снимали театральные режиссеры, в том числе Леопольд Сулержицкий и Александр Санин, а роли в них исполняли актеры из МХАТа.

Также кинофирма создавала социальные драмы о жизни бедняков. Для картин часто выбирали провокационные сюжеты, их герои совершали преступления, вступали в подпольные организации и секты. Чтобы привлечь зрителей, в фильмах даже показывали эротические сцены.

В 1915 году торговый дом выпустил фильм «Дочь истерзанной Польши» о судьбе изнасилованной женщины. В основу картины легла новелла Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи». Критики написали о фильме отрицательные отзывы: его считали слишком мрачным.

Режиссер в погоне за сенсацией нагромоздил столько ужасов, что зритель не только не пугается, но, наоборот, проникается изрядным скептицизмом. Впрочем, отдельные сцены привлекают внимание по совершенно другой причине, это те сцены, где фигурирует обнаженное женское тело. В общем, картина производит впечатление типичного лубка, порой довольно грубого, а потому чем скорее она сойдет с экрана, тем лучше. Журнал «Обозрение театров», 1916 год

Художественный фильм Александра Санина «Поликушка» (1919)

В 1919 году Александр Санин снял на студии ленту «Поликушка». Ее основой стал одноименный рассказ Льва Толстого о крестьянине, которые потерял деньги барыни. В фильме свои первые роли исполнили актеры Иван Москвин и Варвара Массалитинова.

В 1920 году на базе торгового дома «Русь» создали кинокомпанию «Межрабпом-Русь». В 1928 году, после окончания нэпа, фирму национализировали. Позднее ее преобразовали в Киностудию им. М. Горького.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мiр и война»: отрывок из нового романа Бориса Акунина «Мiр и война»: отрывок из нового романа Бориса Акунина

Фрагмент из новой части масштабного проекта «История Российского государства»

Forbes
Илья Ильф Илья Ильф

Правила жизни писателя Ильи Ильфа

Esquire
«Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом»

Отрывок из книги генетика Дэвида Райха о том, кто же мы такие и откуда взялись

N+1
Танец-вспышка Танец-вспышка

Справиться с раком груди Наталье Синдеевой помогло аргентинское танго

Tatler
Место на карте: Камчатка​​​​​​​ Место на карте: Камчатка​​​​​​​

Камчатка: открываем природу и историю полуострова вместе

Культура.РФ
Не хочу идти в школу: три истории с комментариями Не хочу идти в школу: три истории с комментариями

Три ситуации, связанные с трудностями в школе

Psychologies
6 самых сложных компьютерных игр 6 самых сложных компьютерных игр

Cколько джойстиков, мониторов и мышек было разбито во время прохождения этих игр

Maxim
Почему мы подвержены аллергии Почему мы подвержены аллергии

Отрывок из книги Тима Спектора «Мифы о диетах»

СНОБ
Любовь или просто работа? Жизнь знаменитых кинопар за кадром Любовь или просто работа? Жизнь знаменитых кинопар за кадром

Казавшиеся сказкой кинороманы в жизни сходят на «нет» или перерастают в дружбу

Cosmopolitan
Механическая рука накачивает мускулы Механическая рука накачивает мускулы

Bitrobotics запускает производство высокоскоростных промышленных роботов

Эксперт
Правила жизни Наоми Уоттс Правила жизни Наоми Уоттс

Наоми Уоттс: «Я не пытаюсь изгонять своих демонов»

Esquire
Louis Vuitton Louis Vuitton

FW 2020/21

Weekend
Шанель, Кало и Диана: 13 женщин, которые изменили мир Шанель, Кало и Диана: 13 женщин, которые изменили мир

История знает немало случаев, когда женщины влияли на происходящее в обществе

Cosmopolitan
На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
Чем вредны бананы? Чем вредны бананы?

Углеродный след обычных вещей и процессов

kiozk originals
Пункт назначения Пункт назначения

Что можно разглядеть в «Звездной ночи» Ван Гога

Вокруг света
Арт–терапия Арт–терапия

Креативный интерьер вне правил

SALON-Interior
5 закрученных фактов об усах 5 закрученных фактов об усах

Из истории усов: во время Первой мировой усы могли стоить солдату жизни

Maxim
«Бредовая работа» Дэвида Гребера «Бредовая работа» Дэвида Гребера

Миллионы людей в современном мире заняты бредом. Не верите?

Weekend
В честь кого «Мерседес» назвали «Мерседесом»? В честь кого «Мерседес» назвали «Мерседесом»?

История появления названия автомобильной марки Mercedes

Maxim
Необитаемая Земля Необитаемая Земля

Жизнь после глобального потепления

kiozk originals
«Довод» – самый мегаломанский и формалистский эксперимент Кристофера Нолана за всю его карьеру «Довод» – самый мегаломанский и формалистский эксперимент Кристофера Нолана за всю его карьеру

Но едва ли вы сможете понять это радикальное постмодернистское произведение

GQ
Робот собрал кокосы с пальмы Робот собрал кокосы с пальмы

Инженеры разработали телеуправляемого робота для сбора кокосов с пальм

N+1
«Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам «Работа с травмой — сложная». Психолог — о волонтерской помощи белорусам

Психолог о том, как государственные катаклизмы влияют на психику обычных людей

РБК
Ом, бином и палиндром Ом, бином и палиндром

Об эффекте «Довода», самого долгожданного фильма нынешнего момента

Weekend
В России создали уникальные нановолокна для заживления ран В России создали уникальные нановолокна для заживления ран

Новый материал может пригодиться в разработке эффективного лекарства от меланомы

Популярная механика
Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ» Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ»

Фрагмент из новой работы Алексея Поляринова о вечной войне поколений

СНОБ
Выскочки Выскочки

Как Uber, Airbnb и компании-убийцы из новой Кремниевой долины меняют мир

kiozk originals
Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше? Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше?

Кто лучше справился со своей ролью в триллере «Дьявол всегда здесь»?

GQ
Френдзона Френдзона

Журналист Латиф Нассер попытался разобраться в судьбе другого Латифа Нассера

Esquire
Открыть в приложении