Кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали

Культура.РФИстория

Киностудии дореволюционной России

Автор: Анастасия Войко

0:00 /
895.717
Фотограф и кинооператор, основатель киностудии «Торговый дом Дранкова» Александр Дранков. Фотография: Museikino.ru

Уже через несколько месяцев после киносеансов, которые устроили братья Люмьер в декабре 1895 года, фильмы начали снимать и в России. Первые дореволюционные ленты были документальными хрониками из жизни императорской семьи. Однако в начале XX века появились игровые фильмы. О том, кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали, читайте в материале портала «Культура.РФ».

«Первое в России синематографическое ателье»

Еще в конце XIX века севастопольский фотограф Александр Дранков переехал в Петербург и основал там собственную студию. К середине 1900-х у него было больше 50 ателье. Дранков стал одним из самых популярных фотографов России и даже получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» за портреты Николая II.

В 1907 году Александр Дранков побывал во Франции и Великобритании. За границей он посещал киносеансы, а после возвращения в Россию решил основать «первое в России синематографическое ателье», которое получило название «Торговый дом Дранкова».

Первые фильмы ателье были документальными. Дранков нанял операторов, которые создали хронику Первой русской революции 1905–1907 годов.

В 1907 году на студии начали снимать первый игровой фильм — трагедию «Борис Годунов» по книге Александра Пушкина. Однако завершить его не удалось. Создатели ленты еще не понимали, как правильно располагать декорации, а актеры — как вести себя в кадре.

В кинотеатрах «Бориса Годунова» все же показали. В прокат картина вышла в незаконченном виде под названием «Сцены из боярской жизни».

Уже в следующем году Дранков снял фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Ленту считают первой короткометражкой Российской империи. Из-за картины возник спор об авторских правах: изначально Дранков создавал киноиллюстрации к спектаклю режиссера Василия Гончарова, а потом составил из этих кадров фильм. После премьеры картины Гончаров подал на Дранкова в суд. Однако по законодательству тех времен сценарии не считались литературным произведением, поэтому иск Гончарова суд не удовлетворил.

Дранков создал и первый в России детективный сериал — фильм из восьми эпизодов «Приключения знаменитой авантюристки Софии Блювштейн». Чтобы продвигать эту и другие свои ленты, он начал печатать открытки с кадрами из картин.

Первый в мире мультфильм

Основатель киностудии «А. Ханжонков и Ко» Александр Ханжонков. Фотография: Ruspekh.ru

Вторую российскую киностудию основал Александр Ханжонков, отставной военный. В 1906 году он впервые посетил кинотеатр, а после этого решил на свою пенсию открыть в Москве торговый дом «А. Ханжонков и Ко».

Несколько лет сотрудники предприятия покупали за границей иностранные художественные фильмы и переводили их на русский язык. А в самом ателье Ханжонкова выпускали короткометражки о российской природе. Первый художественный фильм торгового дома вышел в 1909 году. В короткометражке «Драма в таборе подмосковных цыган» у Ханжонкова впервые снялись актеры.

С 1909 года с Александром Ханжонковым начал сотрудничать Василий Гончаров. Для торгового дома он создал ленты «Песнь про купца Калашникова» и «Чародейка». Во время работы над картиной «Русская свадьба XVI столетия» Гончаров требовал снимать каждый эпизод определенное количество времени — ходил по съемочной площадке с секундомером. Актеры не успевали подготовиться к новым сценам. Тогда Ханжонков придумал новую должность: у Гончарова впервые в истории русского кинематографа появился помощник режиссера. Он контролировал процесс съемок.

В следующие несколько лет для торгового дома «А. Ханжонков и Ко» Гончаров снял фильмы «Мазепа», «Волга и Сибирь». О его ленте «Ванька-ключник» в журнале «Сине-фоно» писали: «Картину можно назвать очень удачной как с артистической, так и с технической стороны! И это нас радует: …за русское кинематографическое искусство, будущность которого впереди».

В 1911 году Гончаров предложил снять на студии первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Ханжонков не хотел вкладывать в картину свои средства, поэтому режиссер поехал в Петербург — на прием к императору. Николай II выделил деньги на съемку. По его распоряжению в батальных сценах ленты участвовали регулярные подразделения Русской армии.

Кукольный мультфильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912)

В следующем году на студии вышел первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В нем режиссер Владислав Старевич спародировал популярные тогда исторические картины о жизни аристократов. Все герои мультфильма — насекомые. Старевич сам сделал их куклы из высушенных тел жуков, пластилина и проволоки. Режиссер использовал технику покадровой съемки. Он заранее продумал все движения кукол, разделил их на несколько фаз, каждую из которых снимал отдельно.

Из-за необычной техники Старевича мультфильм стал популярен и в России, и за рубежом. В лондонской газете Evening News писали: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения».

Первые выпуски новостей и экранизация классической литературы

В 1909 году Пауль Тиман, потомок богатой немецкой семьи из Юрьева (сейчас — Тарту, Эстония), основал еще одну российскую кинофирму.

В начале 1900-х он жил в Париже и работал на французской киностудии «Гомон». Через два года Тиман переехал в Москву и стал сотрудником российского филиала этой же компании. Он снимал первые новостные альманахи — короткие ролики о важных событиях Российской империи.

Художественный фильм Владимира Гардина «Крейцерова соната» (1914)

Деньги на создание собственной кинофирмы Тиману выделил табачный фабрикант Фридрих Рейнгардт, поэтому ателье получило название «Торговый дом П. Тиман и Ф. Рейнгардт». В 1909 году фабрика выпустила свой первый фильм — «Смерть Иоанна Грозного» по мотивам пьес Алексея Константиновича Толстого. В этой картине дебютировал актер Яков Протазанов, а съемки контролировал приглашенный из Италии оператор Антонио Серрано. Однако из-за его ошибки весь фильм получился размытым. Оператор неправильно настроил камеру, а пленку проявили только спустя несколько месяцев после окончания съемок. Критики назвали картину «провалом русского кино».

Представьте себе, что такая картина, как «Смерть Иоанна Грозного», попадает к французам. Они не будут смеяться над ней, они только подумают: на какой низкой ступени стоит еще и русская синематографическая промышленность, и попутно с этим фотографическое и сценическое искусство. Они не будут смеяться, нет, но мы будем краснеть и с досады плакать. Журнал «Сине-фоно», 1909 год, №4

Чтобы привлечь зрителей, Тиман решил снять несколько фильмов по мотивам классической литературы и объединить их в «Русскую золотую серию». Первой картиной стала дебютная режиссерская работа Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан». Следом вышли «Кавказский пленник», «Демон», «Анна Каренина». Кроме Протазанова для Тимана снимал фильмы Владимир Гардин и иностранные режиссеры.

«Русская золотая серия» была популярна и у зрителей, и у критиков. Ее создатели совершенствовали техники съемки и экспериментировали с декорациями. Например, оператор ленты «Дворянское гнездо» Александр Левицкий создал специальный поворотный круг, который позволял вращать декорации в зависимости от положения солнца.

После начала Первой мировой войны Пауля Тимана как этнического немца выслали из Москвы. Вскоре Яков Протазанов и Владимир Гардин ушли в другие фирмы, и производство пришлось закрыть. После революции Тиман уехал во Францию. Он создал кинофирму «Товарищество П. Тимана и Ко», в которой работали русские эмигранты.

Товарищество Иосифа Ермольева: новые операторские приемы

Основатель киностудии «Товарищество И. Ермольева» Иосиф Ермольев. Фотография: Peoples.ru

В 1915 году в России появилось еще одно киноателье — «Товарищество И. Ермольева». Его основал юрист Иосиф Ермольев. В 1916 году он за большую зарплату — 12 тысяч рублей в год — переманил в свое ателье Якова Протазанова. Вскоре от Ханжонкова к Ермольеву перешел актер Иван Мозжухин.

В 1916 году Протазанов экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». Главную роль в фильме исполнил Иван Мозжухин. В картине впервые использовали новые для кинематографа тех лет ракурсы: «субъективную камеру» — взгляд со стороны персонажа, вид сверху. В этом же фильме впервые сняли уличную сцену в павильоне, а не на натуре. Картина стала одной из самых популярных в 1910-х годах. Киновед Ромил Соболев писал: «Пиковая дама» — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение».

До 1918 года Протазанов снял на студии Ермольева еще несколько известных фильмов, среди которых «Прокурор», «Отец Сергий» и «Сатана ликующий». Во всех картинах режиссера главную роль сыграл Иван Мозжухин.

В начале 1920-х Иосиф Ермольев эмигрировал. Он поселился во Франции, где организовал компанию Ermolieff-Cinéma. На ней переводили российские фильмы для иностранного проката.

В 1936 году за заслуги в области французской кинопромышленности Ермольева наградили орденом Почетного легиона. Через год он переехал в США, где до конца жизни продюсировал фильмы в Голливуде.

Первые социальные драмы

Еще одну киностудию — «Торговый дом «Русь» — основали в 1915 году инженер Моисей Алейников и купец Михаил Трофимов.

Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр. Михаил Трофимов

В первые несколько лет на студии экранизировали классическую литературу. Фильмы снимали театральные режиссеры, в том числе Леопольд Сулержицкий и Александр Санин, а роли в них исполняли актеры из МХАТа.

Также кинофирма создавала социальные драмы о жизни бедняков. Для картин часто выбирали провокационные сюжеты, их герои совершали преступления, вступали в подпольные организации и секты. Чтобы привлечь зрителей, в фильмах даже показывали эротические сцены.

В 1915 году торговый дом выпустил фильм «Дочь истерзанной Польши» о судьбе изнасилованной женщины. В основу картины легла новелла Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи». Критики написали о фильме отрицательные отзывы: его считали слишком мрачным.

Режиссер в погоне за сенсацией нагромоздил столько ужасов, что зритель не только не пугается, но, наоборот, проникается изрядным скептицизмом. Впрочем, отдельные сцены привлекают внимание по совершенно другой причине, это те сцены, где фигурирует обнаженное женское тело. В общем, картина производит впечатление типичного лубка, порой довольно грубого, а потому чем скорее она сойдет с экрана, тем лучше. Журнал «Обозрение театров», 1916 год

Художественный фильм Александра Санина «Поликушка» (1919)

В 1919 году Александр Санин снял на студии ленту «Поликушка». Ее основой стал одноименный рассказ Льва Толстого о крестьянине, которые потерял деньги барыни. В фильме свои первые роли исполнили актеры Иван Москвин и Варвара Массалитинова.

В 1920 году на базе торгового дома «Русь» создали кинокомпанию «Межрабпом-Русь». В 1928 году, после окончания нэпа, фирму национализировали. Позднее ее преобразовали в Киностудию им. М. Горького.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оскорблённое величие Оскорблённое величие

«Закон об оскорблении величия» в Древнем Риме

Дилетант
Империя иллюзий Империя иллюзий

Конец образованности и триумф шоу

kiozk originals
«Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом»

Отрывок из книги генетика Дэвида Райха о том, кто же мы такие и откуда взялись

N+1
Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века Режиссер Келли Райхардт — о своем новом фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века

Новая работа режиссера — экранизация романа Джонатана Рэймонда

Esquire
10 самых крутых археологических находок Севера 10 самых крутых археологических находок Севера

Мечи викингов, загадочные следы, лабиринт и корабль — что скрывает Север?

Популярная механика
Армянский волкодав Армянский волкодав

Гампр — самая древняя порода собак из Армении

Weekend
«Подумаю об этом завтра» и другие примеры нейтрального самовнушения «Подумаю об этом завтра» и другие примеры нейтрального самовнушения

Аффирмации, которые помогут перестать критиковать и осуждать себя

Psychologies
«Я просто очень быстрый человек» «Я просто очень быстрый человек»

Юлия Снигирь не любит откладывать на завтра то, что можно сделать прямо сейчас

OK!
Сила мифа Сила мифа

Что такое архетипы и почему некоторые фильмы и книги становятся популярными

kiozk originals
Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера

Несколько очень простых способов, как снять усталость с глаз после экрана

Cosmopolitan
9 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми 9 самых популярных памятников архитектуры, которые поначалу считали уродливыми

Оказывается, когда-то признанные архитектурные памятники подвергались гонениям

Maxim
Следуй за мной Следуй за мной

Следуем за сложной геометрией пространства

AD
Фетиш невинности. Зачем говорить с детьми о сексе Фетиш невинности. Зачем говорить с детьми о сексе

Как фильм «Милашки» пытается начать важный разговор о сексуальных желаниях

СНОБ
Таможня отбирает добро: 12 провалов контрабандистов Таможня отбирает добро: 12 провалов контрабандистов

Опытный таможенник даже тюбик зубной пасты открывает с большой осторожностью

Maxim
«В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу» «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу»

Основание, периоды расцвета и упадка столицы Византии

N+1
Лекарства вместо отравы: найден способ защитить растения от грибка Лекарства вместо отравы: найден способ защитить растения от грибка

Как защитить растения от грибка? Найден ответ

Популярная механика
Бразиллионеры Бразиллионеры

Богатство, власть, упадок и надежда в одной южно-американской стране

kiozk originals
Таинственные звезды и что они производят Таинственные звезды и что они производят

Элементы, которые появляются в результате смерти звезд

Популярная механика
Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple

Что необходимо учитывать при создании стартапа, чтобы заинтересовать Apple

Forbes
Современное британское искусство от Фрейда до Херста и Бэнкси: парк уродцев или кабинет редкостей Современное британское искусство от Фрейда до Херста и Бэнкси: парк уродцев или кабинет редкостей

Отрывок из книги «Британское искусство. От Хогарта до Бэнкси» Джонатана Джонса

Forbes
Поток Поток

Психология оптимального переживания

kiozk originals
6 новых фотографий глубокого космоса от NASA 6 новых фотографий глубокого космоса от NASA

Эти картинки — не только красивые обои не телефон, но и ценнейшие научные данные

Maxim
Как доказать ребенку, что Земля круглая Как доказать ребенку, что Земля круглая

Запаситесь терпением: объяснить ребенку, что Земля круглая, не так уж просто

Популярная механика
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Богатый папа, бедный папа Богатый папа, бедный папа

Чему учат детей богатые родители – и не учат бедные

kiozk originals
3 главных качества кандидатов, без которых Джефф Безос не нанимает их на работу 3 главных качества кандидатов, без которых Джефф Безос не нанимает их на работу

Три вопроса, которые помогут понять, что вы не ошиблись в кандидате

Inc.
«Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре «Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре

Интервью с одним из ведущих венчурных инвесторов Игорем Рябеньким

Inc.
Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого

Глава из книги «Так вышло: 29 вопросов новой этики и морали»

СНОБ
Принципы здоровых зубов Принципы здоровых зубов

Почему полость рта нуждается в тщательном уходе

Здоровье
Интервью Cosmo: Ани Айс о новом клипе, своем псевдониме и хобби Интервью Cosmo: Ани Айс о новом клипе, своем псевдониме и хобби

Певица Ани Айс рассказала о новом клипе и дальнейших творческих планах

Cosmopolitan
Открыть в приложении