Кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали

Культура.РФИстория

Киностудии дореволюционной России

Автор: Анастасия Войко

0:00 /
895.717
Фотограф и кинооператор, основатель киностудии «Торговый дом Дранкова» Александр Дранков. Фотография: Museikino.ru

Уже через несколько месяцев после киносеансов, которые устроили братья Люмьер в декабре 1895 года, фильмы начали снимать и в России. Первые дореволюционные ленты были документальными хрониками из жизни императорской семьи. Однако в начале XX века появились игровые фильмы. О том, кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали, читайте в материале портала «Культура.РФ».

«Первое в России синематографическое ателье»

Еще в конце XIX века севастопольский фотограф Александр Дранков переехал в Петербург и основал там собственную студию. К середине 1900-х у него было больше 50 ателье. Дранков стал одним из самых популярных фотографов России и даже получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» за портреты Николая II.

В 1907 году Александр Дранков побывал во Франции и Великобритании. За границей он посещал киносеансы, а после возвращения в Россию решил основать «первое в России синематографическое ателье», которое получило название «Торговый дом Дранкова».

Первые фильмы ателье были документальными. Дранков нанял операторов, которые создали хронику Первой русской революции 1905–1907 годов.

В 1907 году на студии начали снимать первый игровой фильм — трагедию «Борис Годунов» по книге Александра Пушкина. Однако завершить его не удалось. Создатели ленты еще не понимали, как правильно располагать декорации, а актеры — как вести себя в кадре.

В кинотеатрах «Бориса Годунова» все же показали. В прокат картина вышла в незаконченном виде под названием «Сцены из боярской жизни».

Уже в следующем году Дранков снял фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Ленту считают первой короткометражкой Российской империи. Из-за картины возник спор об авторских правах: изначально Дранков создавал киноиллюстрации к спектаклю режиссера Василия Гончарова, а потом составил из этих кадров фильм. После премьеры картины Гончаров подал на Дранкова в суд. Однако по законодательству тех времен сценарии не считались литературным произведением, поэтому иск Гончарова суд не удовлетворил.

Дранков создал и первый в России детективный сериал — фильм из восьми эпизодов «Приключения знаменитой авантюристки Софии Блювштейн». Чтобы продвигать эту и другие свои ленты, он начал печатать открытки с кадрами из картин.

Первый в мире мультфильм

Основатель киностудии «А. Ханжонков и Ко» Александр Ханжонков. Фотография: Ruspekh.ru

Вторую российскую киностудию основал Александр Ханжонков, отставной военный. В 1906 году он впервые посетил кинотеатр, а после этого решил на свою пенсию открыть в Москве торговый дом «А. Ханжонков и Ко».

Несколько лет сотрудники предприятия покупали за границей иностранные художественные фильмы и переводили их на русский язык. А в самом ателье Ханжонкова выпускали короткометражки о российской природе. Первый художественный фильм торгового дома вышел в 1909 году. В короткометражке «Драма в таборе подмосковных цыган» у Ханжонкова впервые снялись актеры.

С 1909 года с Александром Ханжонковым начал сотрудничать Василий Гончаров. Для торгового дома он создал ленты «Песнь про купца Калашникова» и «Чародейка». Во время работы над картиной «Русская свадьба XVI столетия» Гончаров требовал снимать каждый эпизод определенное количество времени — ходил по съемочной площадке с секундомером. Актеры не успевали подготовиться к новым сценам. Тогда Ханжонков придумал новую должность: у Гончарова впервые в истории русского кинематографа появился помощник режиссера. Он контролировал процесс съемок.

В следующие несколько лет для торгового дома «А. Ханжонков и Ко» Гончаров снял фильмы «Мазепа», «Волга и Сибирь». О его ленте «Ванька-ключник» в журнале «Сине-фоно» писали: «Картину можно назвать очень удачной как с артистической, так и с технической стороны! И это нас радует: …за русское кинематографическое искусство, будущность которого впереди».

В 1911 году Гончаров предложил снять на студии первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Ханжонков не хотел вкладывать в картину свои средства, поэтому режиссер поехал в Петербург — на прием к императору. Николай II выделил деньги на съемку. По его распоряжению в батальных сценах ленты участвовали регулярные подразделения Русской армии.

Кукольный мультфильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912)

В следующем году на студии вышел первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В нем режиссер Владислав Старевич спародировал популярные тогда исторические картины о жизни аристократов. Все герои мультфильма — насекомые. Старевич сам сделал их куклы из высушенных тел жуков, пластилина и проволоки. Режиссер использовал технику покадровой съемки. Он заранее продумал все движения кукол, разделил их на несколько фаз, каждую из которых снимал отдельно.

Из-за необычной техники Старевича мультфильм стал популярен и в России, и за рубежом. В лондонской газете Evening News писали: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения».

Первые выпуски новостей и экранизация классической литературы

В 1909 году Пауль Тиман, потомок богатой немецкой семьи из Юрьева (сейчас — Тарту, Эстония), основал еще одну российскую кинофирму.

В начале 1900-х он жил в Париже и работал на французской киностудии «Гомон». Через два года Тиман переехал в Москву и стал сотрудником российского филиала этой же компании. Он снимал первые новостные альманахи — короткие ролики о важных событиях Российской империи.

Художественный фильм Владимира Гардина «Крейцерова соната» (1914)

Деньги на создание собственной кинофирмы Тиману выделил табачный фабрикант Фридрих Рейнгардт, поэтому ателье получило название «Торговый дом П. Тиман и Ф. Рейнгардт». В 1909 году фабрика выпустила свой первый фильм — «Смерть Иоанна Грозного» по мотивам пьес Алексея Константиновича Толстого. В этой картине дебютировал актер Яков Протазанов, а съемки контролировал приглашенный из Италии оператор Антонио Серрано. Однако из-за его ошибки весь фильм получился размытым. Оператор неправильно настроил камеру, а пленку проявили только спустя несколько месяцев после окончания съемок. Критики назвали картину «провалом русского кино».

Представьте себе, что такая картина, как «Смерть Иоанна Грозного», попадает к французам. Они не будут смеяться над ней, они только подумают: на какой низкой ступени стоит еще и русская синематографическая промышленность, и попутно с этим фотографическое и сценическое искусство. Они не будут смеяться, нет, но мы будем краснеть и с досады плакать. Журнал «Сине-фоно», 1909 год, №4

Чтобы привлечь зрителей, Тиман решил снять несколько фильмов по мотивам классической литературы и объединить их в «Русскую золотую серию». Первой картиной стала дебютная режиссерская работа Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан». Следом вышли «Кавказский пленник», «Демон», «Анна Каренина». Кроме Протазанова для Тимана снимал фильмы Владимир Гардин и иностранные режиссеры.

«Русская золотая серия» была популярна и у зрителей, и у критиков. Ее создатели совершенствовали техники съемки и экспериментировали с декорациями. Например, оператор ленты «Дворянское гнездо» Александр Левицкий создал специальный поворотный круг, который позволял вращать декорации в зависимости от положения солнца.

После начала Первой мировой войны Пауля Тимана как этнического немца выслали из Москвы. Вскоре Яков Протазанов и Владимир Гардин ушли в другие фирмы, и производство пришлось закрыть. После революции Тиман уехал во Францию. Он создал кинофирму «Товарищество П. Тимана и Ко», в которой работали русские эмигранты.

Товарищество Иосифа Ермольева: новые операторские приемы

Основатель киностудии «Товарищество И. Ермольева» Иосиф Ермольев. Фотография: Peoples.ru

В 1915 году в России появилось еще одно киноателье — «Товарищество И. Ермольева». Его основал юрист Иосиф Ермольев. В 1916 году он за большую зарплату — 12 тысяч рублей в год — переманил в свое ателье Якова Протазанова. Вскоре от Ханжонкова к Ермольеву перешел актер Иван Мозжухин.

В 1916 году Протазанов экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». Главную роль в фильме исполнил Иван Мозжухин. В картине впервые использовали новые для кинематографа тех лет ракурсы: «субъективную камеру» — взгляд со стороны персонажа, вид сверху. В этом же фильме впервые сняли уличную сцену в павильоне, а не на натуре. Картина стала одной из самых популярных в 1910-х годах. Киновед Ромил Соболев писал: «Пиковая дама» — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение».

До 1918 года Протазанов снял на студии Ермольева еще несколько известных фильмов, среди которых «Прокурор», «Отец Сергий» и «Сатана ликующий». Во всех картинах режиссера главную роль сыграл Иван Мозжухин.

В начале 1920-х Иосиф Ермольев эмигрировал. Он поселился во Франции, где организовал компанию Ermolieff-Cinéma. На ней переводили российские фильмы для иностранного проката.

В 1936 году за заслуги в области французской кинопромышленности Ермольева наградили орденом Почетного легиона. Через год он переехал в США, где до конца жизни продюсировал фильмы в Голливуде.

Первые социальные драмы

Еще одну киностудию — «Торговый дом «Русь» — основали в 1915 году инженер Моисей Алейников и купец Михаил Трофимов.

Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр. Михаил Трофимов

В первые несколько лет на студии экранизировали классическую литературу. Фильмы снимали театральные режиссеры, в том числе Леопольд Сулержицкий и Александр Санин, а роли в них исполняли актеры из МХАТа.

Также кинофирма создавала социальные драмы о жизни бедняков. Для картин часто выбирали провокационные сюжеты, их герои совершали преступления, вступали в подпольные организации и секты. Чтобы привлечь зрителей, в фильмах даже показывали эротические сцены.

В 1915 году торговый дом выпустил фильм «Дочь истерзанной Польши» о судьбе изнасилованной женщины. В основу картины легла новелла Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи». Критики написали о фильме отрицательные отзывы: его считали слишком мрачным.

Режиссер в погоне за сенсацией нагромоздил столько ужасов, что зритель не только не пугается, но, наоборот, проникается изрядным скептицизмом. Впрочем, отдельные сцены привлекают внимание по совершенно другой причине, это те сцены, где фигурирует обнаженное женское тело. В общем, картина производит впечатление типичного лубка, порой довольно грубого, а потому чем скорее она сойдет с экрана, тем лучше. Журнал «Обозрение театров», 1916 год

Художественный фильм Александра Санина «Поликушка» (1919)

В 1919 году Александр Санин снял на студии ленту «Поликушка». Ее основой стал одноименный рассказ Льва Толстого о крестьянине, которые потерял деньги барыни. В фильме свои первые роли исполнили актеры Иван Москвин и Варвара Массалитинова.

В 1920 году на базе торгового дома «Русь» создали кинокомпанию «Межрабпом-Русь». В 1928 году, после окончания нэпа, фирму национализировали. Позднее ее преобразовали в Киностудию им. М. Горького.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Торнтон Уайлдер Торнтон Уайлдер

Статья об американском прозаике и драматурге Торнтоне Уайлдере

Дилетант
Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт

Комплекс из этих пяти упражнений способен убить лень и разжечь спортивный азарт

Cosmopolitan
«Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом»

Отрывок из книги генетика Дэвида Райха о том, кто же мы такие и откуда взялись

N+1
«Мальчик и девочка должны иметь равные возможности играть». Полина Юмашева — о работе в РФС, равенстве в спорте и развитии женского футбола «Мальчик и девочка должны иметь равные возможности играть». Полина Юмашева — о работе в РФС, равенстве в спорте и развитии женского футбола

Полина Юмашева о развитии женского футбола в России

Forbes
Они легенды! Моника Беллуччи и другие звезды, в честь которых называли сумки Они легенды! Моника Беллуччи и другие звезды, в честь которых называли сумки

На создание этих моделей сумок дизайнеров вдохновили модницы и иконы стиля

Cosmopolitan
Избыточные иллюстрации помешали детям понять прочитанное Избыточные иллюстрации помешали детям понять прочитанное

Если картинок слишком много, то эффективность обучения чтения под вопросом

N+1
Критические будни Критические будни

«Никогда. Редко. Иногда. Всегда» как хроника гендерного неравенства

Weekend
Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает

Три защитных механизма психики, описанные Зигмундом Фрейдом

Psychologies
Космос Космос

Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации

kiozk originals
Почему мы все заняты бесполезной работой Почему мы все заняты бесполезной работой

Технический прогресс сильнее привязал людей к бессмысленной работе

Esquire
Как самостоятельно выучить иностранный язык: 12 советов, которые работают Как самостоятельно выучить иностранный язык: 12 советов, которые работают

Лайфхаки для изучающих языки от Марии Минаевой

Playboy
Экранное время Экранное время

Десять образовательных онлайн-курсов

Vogue
Нашу реальность поставили под сомнение Нашу реальность поставили под сомнение

Парадокс, который ставит под сомнение представления о физической реальности

Популярная механика
Я не боюсь сказать Я не боюсь сказать

Телеведущая Сати Спивакова написала книгу почти обо всем, что думает

Tatler
Кто наследил? Кто наследил?

Разбираемся, что такое биомаркеры, как их ищут, и что они могут значить

N+1
Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба

Как Джон Вашингтон решился не жить в тени своего знаменитого отца

GQ
Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру

Ученые подтвердили существование неуловимого прежде вида черных дыр

Forbes
Сын Виктора Цоя Александр — о скандале вокруг фильма Алексея Учителя Сын Виктора Цоя Александр — о скандале вокруг фильма Алексея Учителя

Интервью с Александром Цоем — о детстве, славе отца и фильме Алексея Учителя

РБК
Почему корпорации должны участвовать в образовательных процессах Почему корпорации должны участвовать в образовательных процессах

Должны ли корпорации самостоятельно решать проблему кадрового голода

СНОБ
19 умных слов, которые на самом деле означают сущую чепуху 19 умных слов, которые на самом деле означают сущую чепуху

Немного об истинных значениях научных терминов

Maxim
Еда и мозг Еда и мозг

Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью

kiozk originals
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
Глава из книги Джона Скальци «В клетке. Вирус. Напролом» Глава из книги Джона Скальци «В клетке. Вирус. Напролом»

Впервые на русском языке выходит трилогия научного фантаста Джона Скальци

СНОБ
Почему все больше знаменитостей занимаются производством вина (и почему это вино, как правило, плохое) Почему все больше знаменитостей занимаются производством вина (и почему это вино, как правило, плохое)

Почему голливудские звезды, выпускающие вино, на самом деле убивают малый бизнес

Esquire
Чудо на пляже: как вор случайно спас множество людей от бомбы в Тель-Авиве и стал национальным героем Чудо на пляже: как вор случайно спас множество людей от бомбы в Тель-Авиве и стал национальным героем

Как преступник стал спасителем именно благодаря своим криминальным наклонностям

Maxim
Худой мир Худой мир

Почему от диеты худеют только наши карманы

GQ
Сонали Дераньягала: Волна. О немыслимой потере и исцеляющей силе памяти Сонали Дераньягала: Волна. О немыслимой потере и исцеляющей силе памяти

Первая глава книги «Волна. О немыслимой потере и исцеляющей силе памяти»

СНОБ
В прошлом крупный девелопер Александр Сенаторов решил делать держатели для смартфонов. Сможет ли он построить успешный бизнес? В прошлом крупный девелопер Александр Сенаторов решил делать держатели для смартфонов. Сможет ли он построить успешный бизнес?

О силе конкурентов и слабости алюминия

Inc.
«Материнство головного мозга» — миф или реальность? «Материнство головного мозга» — миф или реальность?

Отрывок из книги «Женский мозг: нейробиология здоровья, гормонов и счастья»

СНОБ
Почему одни страны богатые, а другие бедные Почему одни страны богатые, а другие бедные

Происхождение власти, процветания и нищеты

kiozk originals
Открыть в приложении