Дурацкая работа
Для кого эта книга?
Если вы регулярно чувствуете, что ваша работа не имеет цели и вам совершенно не хочется ее делать – то эта книга для вас! Гребер анализирует истоки такого явления как «дурацкая работа» и рассуждает о том, может ли безусловный базовый доход решить эту проблему. Все мы с детства знаем, что трудолюбие – большая добродетель. В нашей системе координат, будь то советское воспитание или европейская протестантская этика, это так же очевидно, как дважды два. Но так ли это на самом деле? Зачем человеку выполнять никому ненужную работу? Именно об этом размышляет Дэвид Гребер.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Дурацкая работа» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Давайте выясним, почему так много людей застряли на дурацкой работе.
Испытывали ли вы когда-нибудь навязчивое ощущение того, что ваша работа или работа вашего друга или коллеги, в принципе, бессмысленна? И почему, могут недоумевать многие из вас, большинство людей львиную долю своего времени корпят над работой в офисах?
Учитывая, сколь велик экономический и технологический прогресс в последнем столетии, странно, что люди днями напролет сочиняют отчеты, которые никогда не будут прочтены, или ходят на совещания по анализу эффективности работы, за которыми лишь последует еще большее число совещаний по анализу эффективности работы. При этом тратится драгоценное время – то время, которое могло бы быть уделено бесчисленному множеству других приятных занятий, как, например, пивоварение или обсуждение книг.
По словам автора, примерно две из пяти работ являются «дурацкими». В этом обзоре речь пойдет об исследовании характера «дурацких» работ, а также того воздействия, которое они оказывают на нашу жизнь.
Помимо того, приводится разъяснение, как возникла такая ситуация, рассматриваются религиозные, исторические и философские факторы, воздействие которых привело к тому, что даже в двадцать первом столетии, люди считают тяжелый труд благим делом, причем даже тогда, когда никаких конкретных благ такой труд не приносит.
Вы узнаете:
- какой полезный урок для анализа «дурацкой» работы можно извлечь, взяв, в качестве примера, свиту средневекового властителя;
- почему человеческое общество устроено так, что сама идея работы считается благом; а также о том,
- что для благополучия человека ему важно воздействовать на окружающий мир.
В нынешнем обществе есть уйма бесполезной, дурацкой работы
В 1930 году экономист Джон Мейнард Кейнс утверждал, что к моменту наступления двадцать первого века технологический прогресс приведет к тому, что в развитых странах будет введена 15-часовая рабочая неделя.
Кейнс оказался совершенно прав насчет успехов в сфере технологий, но, при этом, в своих предсказаниях о длительности рабочего дня он явно дал маху. Почему?
По правде говоря, количество видов дурацкой работы плавно продолжает расти.
Согласно отчету, на который ссылается автор, число людей, занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства и в качестве домашней прислуги, существенно уменьшилось за период с 1910 по 2000 год. Тем временем, число видов работ в сфере профессиональной и управленческой деятельности, в сферах торговли и обслуживания выросло втрое, и, в настоящее время, их доля составляет 75% от всех видов работ в Америке.
Иными словами, произошло колоссальное снижение числа работ в производственном секторе. Возможно, вы слышали комментарии о том, что роботы и технологии вскоре приведут к уничтожению огромного числа видов занятости. В принципе, это уже произошло. Но, все дело в том, что вместо снижения числа рабочих мест в целом, человечеством был выдуман ряд бессмысленных видов должностей: от администраторов высших учебных заведений и до исследователей в сфере взаимодействия с общественностью, от консультантов по работе с кадрами и до руководителей среднего звена. Большей части этих видов деятельности 100 лет назад не существовало.
По сути, все эти виды работ не так уж и нужны. В отличие от уборщиков, водителей автобусов и медсестер, без которых произошла бы полная остановка жизни городов и общества, работа лоббистов и генеральных управляющих частным акционерным капиталом не является столь жизненно важной. И если бы их до сих пор не существовало, жизнь общества вовсе не стала бы хуже.
Иными словами, характерная особенность «дурацкой» работы состоит в ее бесполезности. А что думают о своей работе люди, занятые в такого рода деятельности?
В 2013 в результате опроса, проведенного в Великобритании компанией YouGov, было установлено, что целых 37% людей считали, что своей работой они не вносят «значимого вклада в мировое благосостояние». По результатам аналогичного исследования, проведенного в Дании, эта цифра достигает сорока процентов.
В нашей политической и нравственной культуре, а также в способе функционирования наших организаций присутствует нечто, что заставляет все большее число людей заниматься бесполезной работой. Первым шагом на пути к пониманию этого феномена является осознание глубинных причин, по которым работа становится дурацкой.
Дурацкая работа столь бесполезна, что человек, ее исполняющий, в курсе ситуации, но вынужден притворяться, что не замечает этого.
Бывало ли у вас так, что вы сидели за рабочим столом и тихо недоумевали, какого рожна вы тут вообще делаете? Если ваш ответ «да», то, вероятно, вы работали на дурацкой работе.
Что именно мы подразумеваем, когда называем какую-нибудь работу дурацкой? Давайте сначала рассмотрим, чем она не является. Есть разница между дерьмовой и дурацкой работой.
Взять, к примеру, уборщиков: отношение к ним зачастую плохое, а оплата труда – и того хуже. Работа у них дерьмовая… но не дурацкая. Вы спросите, почему? Вообще, уборщики могут с полным правом испытывать гордость за свою работу. В них на самом деле нуждаются. Ваш офис может обойтись без вашего ассистента по работе с кадрами, но без вашей уборщицы он быстро придет в непрезентабельное и непригодное для пребывания в нем состояние.
С другой стороны, дурацкие работы лишены смысла, и людям, их исполняющим, об этом известно.
Рассмотрим пример работы Курта, нанятого на работу одним из многочисленных субподрядчиков вооруженных сил Германии. Когда солдат переезжает из одного кабинета в другой, ниже по коридору, просто взять и перенести туда свой компьютер ему не разрешается. Вместо этого он должен заполнить формуляр, который впоследствии направляется в логистическую компанию, которая должна согласовать переезд и попросить у фирмы, в которой работает Курт, содействия для совершения переезда. Курту поступает указание прибыть в казармы, находящиеся на расстоянии пятисот километров от него, к определенному часу. Он едет туда на машине, подписывает несколько документов, забирает компьютер, просит определенного сотрудника отдела материально-технического обеспечения перенести компьютер по коридору, после чего устанавливает компьютер на новом рабочем месте.
С какой бы стороны Курт ни пытался взглянуть на свою работу, он не может убедить себя в том, что ее существование оправданно. Очевидно, что его работа бессмысленна.
Но он не может признать это в открытую. Как и всем остальным, кто работает на дурацкой работе, ему приходится притворяться, что его работа стоящая. И, ради того, чтобы сохранить свою работу, не расстраивать вышестоящее начальство, а, возможно, и ради сохранения уважения к самому себе, он не может открыто признать, что посвящает пять дней недели из семи бесполезному занятию.
Некоторые работодатели нанимают шестерок и проныр для выполнения сомнительных заданий.
Существует пять четких категорий дурацкой работы: шестерки, проныры, улаживатели, формалисты и надсмотрщики.
Шестерок нанимают лишь ради того, чтобы придать вес определенному лицу или организации.
На протяжении веков, могущественные мужчины и женщины укрепляли свою репутацию, нанимая шестерок. Властитель нуждается в свите; при этом на входящих в ее состав прислужников возлагаются символические задачи: например, стоять наготове и открывать двери, для того, чтобы господин величественно в них прошествовал. Но фактически, цель всей их деятельности сводится к тому, чтобы создать необходимое впечатление.
Какой эквивалент существует в современном мире? Возьмем для примера Герте. Герте работает в голландском издательстве администратором в приемной, но ее телефон звонит лишь пару раз в день. Остальные ее обязанности, например, подзавод антикварных часов в конференц-зале дважды в неделю, являются чисто символическими. Зачем платить кому-то полную рабочую ставку, не говоря уже о пенсии и социальных гарантиях, за то, чтобы этот человек просиживал за столом, не делая ничего в течение девяноста пяти процентов рабочего времени? Так происходит потому, что люди не воспринимали бы компанию серьезно, если бы у центрального входа в приемной не было администратора.