«Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику
Ляля Кандаурова для проекта «Шедевры мировой классики» сервиса «Яндекс.Музыка» в карантин отобрала главные «классические» сочинения и разбила по настроению и темам. Ренат Давлетгильдеев поговорил с музыкальной журналисткой о том, как перестать бояться и полюбить классику.
Ɔ. В мире в этом году классическая музыка, назовем ее так, пережила заметный рост, особенно среди молодых: весной число прослушиваний выросло на 11%. А самые популярные «новые звезды» — Моцарт и Бах. Этот интерес к классике может быть связан с карантином? Все-таки люди стали больше времени проводить дома, может быть, привычная музыка надоела, раскрылись вкусовые границы?
Я даже видела статистику — по-моему, музыка для танцев и воркаута пошла вниз, а классика — вверх. Не знаю, с чем это связано. Возможно, с тем, что люди больше времени проводят дома. Да и в целом смутные времена всегда сопровождает сложная музыка. Она требует сосредоточения, как чтение. Ты не можешь ее слушать фоном, ну может, кроме инструментального барокко. Очень сложно слушать классику, когда ты куда-то едешь, бежишь.
Существует расхожее мнение, что классика успокаивает — глубоко ошибочное. Для нашего проекта с «Яндекс.Музыкой» я делала плейлист с полуночными записями, под которые, по задумке, можно заснуть. И это был самый мучительный для меня плейлист: классика содержательная, разнообразная и царапающая, но совсем не успокаивающая.
Ɔ. Сколько всего в проекте плейлистов? И по какому принципу приходилось систематизировать классику? Это для секса, это для спорта, а это для работы?
Всего я сделала три плейлиста — по самым популярным запросам. «Шедевры классики для новичков», «Шедевры классики на ночь» и даже «Шедевры классики для самых маленьких». Когда сперва мне сказали, что это опять будет все то, что я так люблю: релаксирующая классика, классика для малышей, классика для беременных и прочая удручающая хрень — я прям приуныла. Но потом подумала, что ведь даже внутри такого запроса человек имеет право наткнуться на что-то классное и неожиданное. И не «Детский альбом» Чайковского в тысячный раз услышать, а детские пьесы Бартока. Ведь может такое быть, да? Так что я восприняла проект как страшно интересную задачу. Все плейлисты я составила с большой любовью и выдумкой, они прям «мои» получились, особенные.
Ɔ. Предложение от «Яндекс.Музыки» систематизировать шедевры классики для неискушенных — тоже часть карантинной моды на самообразование?
Возможно, но что в этом плохого. Вообще в связи с пандемией у меня стало гораздо больше работы. Я читаю просветительские лекции о музыке, пишу на эту тему книжки, веду паблик-токи, записываю подкаст о музыке и вообще обо всем, что связано с классикой. И такой бомбардировки работой, какую я испытала с марта по сентябрь, у меня не было никогда. Я успела десять тысяч раз за это время выгореть и вообще обо всем пожалеть. Когда карантин только начался, у меня было ощущение, что мир летит в тартарары и надо обязательно соглашаться на работу. Потом я так делать перестала, но вообще — да, запрос был грандиозный.
Ɔ. Для людей это осмысленный интерес к классике или сиюминутная мода на лекции в зуме? Полгода мы поинтересовались чем-то новым, но едва начали открываться театры, кино и музеи, интерес к классике упал?
Мне сложно ответить на этот вопрос. Было бы классно, если бы на слушателях лекций загорался и светил разным светом индикатор, в зависимости от осмысленности. Мне кажется, большинство людей по-прежнему воспринимают классическую музыку в двух ракурсах: во-первых, как что-то нужное и должное, как таблетку самоулучшения, которую любой ценой надо скормить ребенку или хотя бы себе, для общего развития — «сижу дома два месяца, начну-ка учить испанский и смотреть оперные трансляции». Я думала, что для всех, как для меня, это намерение осталось в плоскости «...и займусь спортом с понедельника», но по своим подписчикам вижу, что популярные весной телеконцерты, показы спектаклей, прямые включения и прочее правда всколыхнули интерес к музыке. И во-вторых, люди почему-то рассматривают классическую музыку как релаксант, приятную расслабляющую штуку, которая навевает сентиментальные раздумья. Мы сейчас оставим в стороне ошибочность и некоторый комизм этой установки, но все равно так выходит. И чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха.