«Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров
Глобальная киноиндустрия потеряла из-за пандемии десятки миллиардов долларов. Кинотеатры, посещение которых временно ограничено или вообще запрещено, стали искать альтернативные возможности зарабатывать. Например, сеть «КАРО» пригласила в свои залы геймеров. Forbes рассказывает, как возникла эта идея, поможет ли она сети и что еще придумали кинотеатры, чтобы остаться на плаву.
Киноиндустрия и, в особенности кинотеатры, понесли беспрецедентные потери из-за глобального локдауна. По данным журнала Variety, в 2020 году по всему миру продали билетов на сумму $12,4 млрд — это на 71% меньше, чем в 2019 году. Совокупные кассовые сборы российского кинопроката по итогам 2020 года упали на 55,8% — до 22,8 млрд рублей.
Во многих странах локдаун все еще продолжается. В России каждый регион самостоятельно вводит ограничительные меры: например, в Москве с 22 января кинотеатры могут заполнять залы на 50% (ранее — на 25%).
Из-за ограничений по количеству зрителей в зале, голливудским кинокомпаниям долгое время было невыгодно выпускать новые фильмы. К примеру, если кинотеатры продадут только 50% билетов, правообладатели заработают в два раза меньше, чем могли бы при полной посадке. Поэтому прокатчики по всему миру сталкиваются с дефицитом качественных картин в репертуаре. «Работать нам разрешили, но какой в этом смысл, если показывать было нечего?» — спрашивает владелец дмитровского кинотеатра «Планета» Павел Гиевой.
Чтобы оставаться на плаву во время кризиса, владельцы кинотеатров пробуют заработать самыми разными способами. В марте 2021 года российская сеть кинотеатров «КАРО» объявила, что начнет сдавать залы в аренду геймерам. Сработает ли это?
Неудачный эксперимент
Желающие поиграть в видеоигры на большом экране в кинотеатре «КАРО» должны принести с собой свою приставку — специального оборудования для гейминга в залах нет. Залы сдаются в удобное для геймера время, он сам выбирает нужные слоты. Арендовать кинозал на два часа стоит 12 000–15 000 рублей.
Как сообщила Forbes президент сети «КАРО» Ольга Зинякова, в компании планировали запустить проект «КАРО.Гейм» еще до пандемии, потому что «видели рост рынка игрового контента». Но из-за локдауна проект пришлось отложить до того момента, когда кинотеатрам разрешили открыться. По словам президента «КАРО», «сейчас, когда репертуар кинотеатров не перенасыщен, самое благополучное время для экспериментов с форматами». Она убеждена, что геймеры потянутся в кинотеатры ради качества игры: «Объемный звук и высокая детализация позволяют полностью погрузиться в геймплей».
По словам Зиняковой, в кинотеатрах уже прошло несколько вечеринок геймеров и один молодежный онлайн-чемпионат. В перспективе трех лет выручка от «КАРО.Гейм» составит 2–3% от кассовых сборов сети, рассчитывает президент сети. Доля кассовых сборов в общей выручке «КАРО» — 55%, доля бара — 35%. В «КАРО» не раскрывают, сколько денег на данный момент приносит сети «КАРО.Гейм».
Региональная сеть «Синема 5» с кинотеатрами в Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани и еще 11 городах России увидела в геймерах потенциальную аудиторию еще в 2018 году, рассказывает директор компании Алексей Воронков. «Мы экспериментировали с проведением геймерских турниров и сдачей залов в аренду в двух городах с населением более 500 000 и более 1 000 000 человек», — говорит он. По его словам эксперимент показал, что региональным кинотеатрам заработать на геймерах тяжело, — и поэтому в «Синема 5» не стали развивать это направление. «Возможно, в Москве, из-за более высокого уровня жизни и цен эта история и будет иметь право на жизнь», — говорит Воронков.